«Уральский Эрмитаж» хотят выгнать из храма
В Перми обострился конфликт между галеристами и РПЦ
20.09.2011
Квадратные метры стали яблоком раздора между Пермской государственной художественной галереей и Русской православной церковью. Федеральное законодательство предусматривает поэтапную передачу культовых зданий прежнему владельцу, то есть церкви. Уже сегодня в залах галереи проходят богослужения. Работники культуры не против возвращения церкви в здание кафедрального Спасо-Преображенского собора, однако считают, что службы вредят картинам и создают пожароопасную ситуации. Вывезти предметы искусства некуда.
Пермская государственная художественная галерея является одним из крупнейших музеев уральского региона, ее даже называют «Уральским Эрмитажем». В следующем году ей исполнится 90 лет, все эти годы она провела в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора. Сейчас здание находится в процессе передачи в собственность Российской Православной Церкви. Там уже состоялись три богослужения. Для их осуществления пришлось убрать в запасники два десятка уникальных полотен 18 века, а также изменить время работы галереи, закрывая ее на время богослужений.
Экспонирование живописных полотен одновременно с проведением служб администрация галереи не считает возможным: тепло и свет от свечей нарушает микроклимат помещений и делает его непригодным и даже разрушительным для объектов искусства. Таким образом, культурное наследие становится для пермяков все более недоступным. Пермские работники культуры и ценители прекрасного считают, что такая ситуация – пятно позора на облике города. Общественность негодует: как долго власть будет бездействовать, задвигая проблемы сосуществования духовного и культурного наследий? Почему галерея все еще не получила новое здание?
Как известно, РПЦ давно говорит о передачи здания Собора в ее собственность. Согласно договоренностям, существующим между Епархией и краевыми властями, здание собора должно быть передано церкви после того как галерея переедет в новое помещение. Эту необходимость подтверждает еще один факт – галерее тесно в занимаемом здании. Однако нового помещения нет, а срок передачи здания Собора в собственность РПЦ – 2015 год.
Ситуация парадоксальна: идет активное позиционирование Перми как культурной столицы Европы, а важнейшее учреждение культуры должно переезжать в неизвестность. Неудивительно, что назрел скандал. Ряд общественных деятелей выступили с открытым письмом, адресованным правительству Российской Федерации и правительству Пермского края, в котором они требуют вмешаться в этот конфликт. Под петицией подписалось более трехсот человек. Это пермская интеллигенция, неравнодушные люди со всей страны и со всего мира.
Для того чтобы в ходе службы не был нанесен ущерб произведениям искусства, галерее пришлось убрать в запасники более двух десятков произведений живописи XVIII-начала XIX вв. А это значит, что экспозиционные площади сокращаются, т.е. одна из лучших в России коллекций русской живописи всё дальше и дальше прячется от зрителя.
«…еще более тревожным обстоятельством является то, что богослужение, в силу характера соответствующего ритуала, создаёт в галерее пожароопасную ситуацию. Однако пожарная инспекция почему-то не возражает против открытого огня в залах музея. Словно и не бывало в Перми трагических прецедентов. Пермская галерея – не склад, который можно легко освободить от содержимого. Это художественный музей со славной многолетней историей», – гласит текст письма правительствам РФ и Пермского края.
В петиции, помимо прочего, указано на еще одно немаловажное обстоятельство: галерее без объяснения причин не продлили договор на оперативное управление объектом культурного наследия федерального значения, находящегося в федеральной собственности, коим является здание Спасо-Преображенского собора. Фактически галерея, находясь в здании Собора почти 90 лет, сейчас не имеет юридического адреса. Ситуация абсурдна. Однако сами стороны конфликта настроены вполне мирно:
– Новое здание будет не завтра, – говорит директор Пермской государственной художественной галереи Наталья Беляева. – Нужно думать, куда переезжать. Важно по-деловому подойти к этому вопросу, оберегая друг друга. Церковь работает с душами, и мы, в некотором роде, тоже. Я сама верующий человек, и очень хотелось бы, чтобы вопрос был решен с учетом интересов обеих сторон. Богослужения сейчас приостановлены из-за отсутствия распорядительных документов, но те, которые состоялись, были проведены с учетом правил пожарной безопасности. У нас заключен договор аренды помещения на все воскресенья и двунадесятные праздники.
Представители РПЦ настроены менее оптимистично:
– Безусловно, этот вопрос нужно решать. Эта ситуация лишний повод властям задуматься о судьбе галереи и выстроить для нее новое здание. Здание Собора не совсем соответствует требованиям по хранению шедевров, на картины попадают прямые солнечные лучи. Более десяти лет идут разговоры о передаче здания в собственность церкви, но большое число противников этой идеи появилось лишь в прошлом году, когда на здание собора установили крест, то есть попытались вернуть ему исторический облик. Вообще, новое здание для галереи уже должно было быть выстроено, были проекты, на них выделялись средства, но прошли годы, а здания нет, и средств, которые выделялись, тоже, – прокомментировал ситуацию источник в Епархиальном управлении.
На днях состоялось заседание комиссии по культуре, средствам массовой информации и историческому наследию общественной палаты Пермского края, посвященное этому вопросу. Мнения присутствующих на ней экспертов разделились: кто-то считал, что церковь может и подождать с такими активными действиями, как богослужения, другие, напротив, считали, что надо как можно скорее передать здание РПЦ. Однако все специалисты сошлись в том, что городу нужны и храм, и галерея.
Была озвучена и примерная стоимость работ по приведению в нормативное состояние зала для богослужений – примерно 2 миллиона, тогда как новая галерея это миллиарды. Получается, что, несмотря на нарушение множества законов, в том числе о сохранности коллекции, галерея и церковь должны неопределенное время сосуществовать. К следующему заседанию общественной палаты, которое состоится 26 октября, министерство культуры, Пермская галерея и РПЦ должны представить согласованный план действий по решению вопроса.
Пока же пермяки в очередной раз имеют возможность подивиться культурной политике пермских властей, считающих возможным устраивать грандиозные фестивали вроде «Белых ночей», в то время как одна из крупнейших художественных галерей страны бедствует.
– Я за то, чтобы все начиналось с постройки нового здания для галереи, потому что собор все равно надо передавать Епархии. Мне не понятна медлительность администрации, у которой столько времени уходит на перевоз галереи и новый зоопарк. В данной ситуации я сторонник возвращения здания, но противник чиновников. Они застопорили все до невозможности, - высказывает недовольство бездействием власти член совета по топонимике Перми, председатель клуба «Пермский краевед» Владимир Гладышев.
Сейчас правительство Пермского края планирует заказать проект нового здания Пермской художественной галереи знаменитому швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Договор подготовлен, и, в случае подписания, которое назначено на конец сентября, будет оплачен из частных средств. Благодаря этому появятся точные временные рамки строительства нового здания галереи. Повторит ли этот проект судьбу двух предыдущих, оставшись историей, либо же будет воплощен в жизнь, пока сказать трудно. Между тем, галерея открыла новую выставку итальянского реализма. Музей выживает, несмотря ни на что.
В Соликамске похожая ситуация
Пермская государственная художественная галерея не единственное учреждение культуры Пермского края, в работу которого вносят коррективы притязания Русской православной церкви. «Соликамский краеведческий музей» находится в ситуации, сходной с той, в которой оказалась Пермская галерея. Перед его сотрудниками стоит необходимость освободить следующие культовые здания: Богоявленская церковь и Троицкий собор, а возможно, еще и Соборную колокольню. Таким образом, музей лишается большей части своих помещений», – сообщает сайт галереи.
«Мы целиком и полностью согласны, что музею не место в культовых зданиях, и никто, так как мы не желает, чтобы музей находился в гражданском специально оборудованном здании. Здесь мы не по своей воле. Но решать эту проблему нужно обдуманно и тщательно. После выхода закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" мы считали, что даже после подачи заявлений от епархии у нас есть 6 лет для решения этой задачи. Но сейчас понимаем, что в любой момент можем оказаться в той же ситуации, что и ПГХГ.
В Законе не идет речь о совместном использовании и это правильно. Необходима конкретная ответственность, иначе действует один, а отвечает и несет все расходы другой. В нашем случае так и происходит. В Богоявленской церкви периодически ведутся службы по желанию церковных властей, и администрация города обязывает музей оказывать полное содействие. Стоит упомянуть, что существует та же пожароопасность, угроза для отреставрированных икон иконостаса и т.д., но, по крайней мере, экспозиция построена таким образом, что можно ничего не убирать. Но в других зданиях служба невозможна, экспозиции нужно демонтировать.
В создавшихся неопределенных условиях, музею невозможно планировать экспозиционно-выставочную работу, комплектование и другие виды музейной деятельности. Может оказаться так, что до определения и оборудования нового помещения для музея, ему просто негде будет разместить свои экспозиции и нечем будет зарабатывать, и существование его окажется под угрозой.
Возможно, если бы одновременно с принятием закона о передаче церковного имущества, была разработана какая-то государственная программа, оказывающая финансовую помощь музеям, остающимся без помещений, все эти проблемы нашли бы решение. Ведь если даже один из ведущих художественных музеев страны в городе, позиционирующем себя, как культурная столица, не может решить этот вопрос, что говорить о региональных музеях», – пишут сотрудники соликамского музея.
Пермская государственная художественная галерея является одним из крупнейших музеев уральского региона, ее даже называют «Уральским Эрмитажем». В следующем году ей исполнится 90 лет, все эти годы она провела в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора. Сейчас здание находится в процессе передачи в собственность Российской Православной Церкви. Там уже состоялись три богослужения. Для их осуществления пришлось убрать в запасники два десятка уникальных полотен 18 века, а также изменить время работы галереи, закрывая ее на время богослужений.
Экспонирование живописных полотен одновременно с проведением служб администрация галереи не считает возможным: тепло и свет от свечей нарушает микроклимат помещений и делает его непригодным и даже разрушительным для объектов искусства. Таким образом, культурное наследие становится для пермяков все более недоступным. Пермские работники культуры и ценители прекрасного считают, что такая ситуация – пятно позора на облике города. Общественность негодует: как долго власть будет бездействовать, задвигая проблемы сосуществования духовного и культурного наследий? Почему галерея все еще не получила новое здание?
Как известно, РПЦ давно говорит о передачи здания Собора в ее собственность. Согласно договоренностям, существующим между Епархией и краевыми властями, здание собора должно быть передано церкви после того как галерея переедет в новое помещение. Эту необходимость подтверждает еще один факт – галерее тесно в занимаемом здании. Однако нового помещения нет, а срок передачи здания Собора в собственность РПЦ – 2015 год.
Ситуация парадоксальна: идет активное позиционирование Перми как культурной столицы Европы, а важнейшее учреждение культуры должно переезжать в неизвестность. Неудивительно, что назрел скандал. Ряд общественных деятелей выступили с открытым письмом, адресованным правительству Российской Федерации и правительству Пермского края, в котором они требуют вмешаться в этот конфликт. Под петицией подписалось более трехсот человек. Это пермская интеллигенция, неравнодушные люди со всей страны и со всего мира.
Для того чтобы в ходе службы не был нанесен ущерб произведениям искусства, галерее пришлось убрать в запасники более двух десятков произведений живописи XVIII-начала XIX вв. А это значит, что экспозиционные площади сокращаются, т.е. одна из лучших в России коллекций русской живописи всё дальше и дальше прячется от зрителя.
«…еще более тревожным обстоятельством является то, что богослужение, в силу характера соответствующего ритуала, создаёт в галерее пожароопасную ситуацию. Однако пожарная инспекция почему-то не возражает против открытого огня в залах музея. Словно и не бывало в Перми трагических прецедентов. Пермская галерея – не склад, который можно легко освободить от содержимого. Это художественный музей со славной многолетней историей», – гласит текст письма правительствам РФ и Пермского края.
В петиции, помимо прочего, указано на еще одно немаловажное обстоятельство: галерее без объяснения причин не продлили договор на оперативное управление объектом культурного наследия федерального значения, находящегося в федеральной собственности, коим является здание Спасо-Преображенского собора. Фактически галерея, находясь в здании Собора почти 90 лет, сейчас не имеет юридического адреса. Ситуация абсурдна. Однако сами стороны конфликта настроены вполне мирно:
Представители РПЦ настроены менее оптимистично:
– Безусловно, этот вопрос нужно решать. Эта ситуация лишний повод властям задуматься о судьбе галереи и выстроить для нее новое здание. Здание Собора не совсем соответствует требованиям по хранению шедевров, на картины попадают прямые солнечные лучи. Более десяти лет идут разговоры о передаче здания в собственность церкви, но большое число противников этой идеи появилось лишь в прошлом году, когда на здание собора установили крест, то есть попытались вернуть ему исторический облик. Вообще, новое здание для галереи уже должно было быть выстроено, были проекты, на них выделялись средства, но прошли годы, а здания нет, и средств, которые выделялись, тоже, – прокомментировал ситуацию источник в Епархиальном управлении.
На днях состоялось заседание комиссии по культуре, средствам массовой информации и историческому наследию общественной палаты Пермского края, посвященное этому вопросу. Мнения присутствующих на ней экспертов разделились: кто-то считал, что церковь может и подождать с такими активными действиями, как богослужения, другие, напротив, считали, что надо как можно скорее передать здание РПЦ. Однако все специалисты сошлись в том, что городу нужны и храм, и галерея.
Была озвучена и примерная стоимость работ по приведению в нормативное состояние зала для богослужений – примерно 2 миллиона, тогда как новая галерея это миллиарды. Получается, что, несмотря на нарушение множества законов, в том числе о сохранности коллекции, галерея и церковь должны неопределенное время сосуществовать. К следующему заседанию общественной палаты, которое состоится 26 октября, министерство культуры, Пермская галерея и РПЦ должны представить согласованный план действий по решению вопроса.
Пока же пермяки в очередной раз имеют возможность подивиться культурной политике пермских властей, считающих возможным устраивать грандиозные фестивали вроде «Белых ночей», в то время как одна из крупнейших художественных галерей страны бедствует.
– Я за то, чтобы все начиналось с постройки нового здания для галереи, потому что собор все равно надо передавать Епархии. Мне не понятна медлительность администрации, у которой столько времени уходит на перевоз галереи и новый зоопарк. В данной ситуации я сторонник возвращения здания, но противник чиновников. Они застопорили все до невозможности, - высказывает недовольство бездействием власти член совета по топонимике Перми, председатель клуба «Пермский краевед» Владимир Гладышев.
Сейчас правительство Пермского края планирует заказать проект нового здания Пермской художественной галереи знаменитому швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Договор подготовлен, и, в случае подписания, которое назначено на конец сентября, будет оплачен из частных средств. Благодаря этому появятся точные временные рамки строительства нового здания галереи. Повторит ли этот проект судьбу двух предыдущих, оставшись историей, либо же будет воплощен в жизнь, пока сказать трудно. Между тем, галерея открыла новую выставку итальянского реализма. Музей выживает, несмотря ни на что.
В Соликамске похожая ситуация
Пермская государственная художественная галерея не единственное учреждение культуры Пермского края, в работу которого вносят коррективы притязания Русской православной церкви. «Соликамский краеведческий музей» находится в ситуации, сходной с той, в которой оказалась Пермская галерея. Перед его сотрудниками стоит необходимость освободить следующие культовые здания: Богоявленская церковь и Троицкий собор, а возможно, еще и Соборную колокольню. Таким образом, музей лишается большей части своих помещений», – сообщает сайт галереи.
«Мы целиком и полностью согласны, что музею не место в культовых зданиях, и никто, так как мы не желает, чтобы музей находился в гражданском специально оборудованном здании. Здесь мы не по своей воле. Но решать эту проблему нужно обдуманно и тщательно. После выхода закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" мы считали, что даже после подачи заявлений от епархии у нас есть 6 лет для решения этой задачи. Но сейчас понимаем, что в любой момент можем оказаться в той же ситуации, что и ПГХГ.
В Законе не идет речь о совместном использовании и это правильно. Необходима конкретная ответственность, иначе действует один, а отвечает и несет все расходы другой. В нашем случае так и происходит. В Богоявленской церкви периодически ведутся службы по желанию церковных властей, и администрация города обязывает музей оказывать полное содействие. Стоит упомянуть, что существует та же пожароопасность, угроза для отреставрированных икон иконостаса и т.д., но, по крайней мере, экспозиция построена таким образом, что можно ничего не убирать. Но в других зданиях служба невозможна, экспозиции нужно демонтировать.
В создавшихся неопределенных условиях, музею невозможно планировать экспозиционно-выставочную работу, комплектование и другие виды музейной деятельности. Может оказаться так, что до определения и оборудования нового помещения для музея, ему просто негде будет разместить свои экспозиции и нечем будет зарабатывать, и существование его окажется под угрозой.
Возможно, если бы одновременно с принятием закона о передаче церковного имущества, была разработана какая-то государственная программа, оказывающая финансовую помощь музеям, остающимся без помещений, все эти проблемы нашли бы решение. Ведь если даже один из ведущих художественных музеев страны в городе, позиционирующем себя, как культурная столица, не может решить этот вопрос, что говорить о региональных музеях», – пишут сотрудники соликамского музея.
Елена Линдеманн © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Свердловские пожарные за сутки потушили 14 техногенных пожаров
Среда, 27 ноября, 21.04
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07