Оптимизация здравоохранения: миф и реальность
Игорь Трофимов о реформе в Минздраве
04.08.2016
Фото: gubernator96.ru
С начала этого года термин «оптимизация», как и сама тема здравоохранения, прочно вошли в политическую повестку Свердловской области. О медицине и областном здравоохранении начали говорить в резко негативном ключе. Синонимом «оптимизации здравоохранения» стал «кризис здравоохранения». На реформе, целью которой было повышение качества и доступности медицинской помощи, начали активно спекулировать разные политические силы.
Волна негатива и критики привела к снижению престижа профессии и доверия граждан к системе здравоохранения в целом. Проиграли все – от граждан, являющихся потребителями медицинских услуг, до рядовых врачей, работающих в тех же самых оптимизированных медпунктах. Об оптимизации вне политики, мифотворчестве и реалиях свердловской медицины рассказал министр здравоохранения Свердловской области Игорь Трофимов.
Миф 1. Ликвидация медпунктов
– Какое наследие досталось вам от прежнего министра здравоохранения?
– Наследие хорошее. В Свердловской области одно из самых качественных здравоохранений в Российской Федерации. Я проработал в нем всю жизнь. Я видел, что было, вижу, что в нем есть сейчас. Надеюсь, увижу, что будет. Поэтому говорить о каком-то плохом наследии категорически нельзя. У нас замечательные врачи и больницы, технологически построенная система здравоохранения.
– Каковы последствия оптимизации здравоохранения?
– Оптимизация – это ведь хорошее слово. Но, как оказалось, любое слово в русском языке можно исказить. В том числе и «оптимизацию». Никто никогда не хотел и не хочет сделать хуже. Все делалось во благо. Другое дело, может быть, что-то не получилось.
Что касается сокращения медпунктов, о котором много говорилось в СМИ, то это все вопрос подачи и информирования. Будучи на своей прежней работе, я пытался найти этот негатив. И я его не нашел (с 2006 года Игорь Трофимов возглавляет Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Свердловской области. – Прим.).
То, что якобы в населенных пунктах закрывались больницы – это мифотворчество. Менялся их юридический статус. Больницы объединялись, но физически они никуда из населенных пунктов не уходили. Они объединялись не путем ликвидации и сноса здания бульдозером, а реорганизацией, и медицинская помощь от этого не страдала. Например, в Первоуральске объединили все взрослые больницы. Где они территориально находились, там и остались. Где население было прикреплено, там люди получают медицинскую помощь. Оптимизация проводилась для эффективного использования ресурсов и приведения штатов медицинских организаций, материально-технического оснащения, коечного фонда к стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, утвержденным в Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
Продолжится ли оптимизация?
– Сегодня основная задача оптимизации – повышение доступности и качества медицинской помощи. Этого можно добиться, с одной стороны, создавая оптимальную инфраструктуру здравоохранения с учётом современных технологий диагностики и лечения, внедрения современных и инновационных фармацевтических препаратов, а с другой стороны – эффективным менеджментом.
По вопросам инфраструктуры это и приближение первичной помощи к населению – мы это видим за счёт активного внедрения мобильных форм работы в отдаленных территориях с низкой численностью населения, – и развитие стационарных форм, таких как фельдшерско-акушерские пункты, общие врачебные практики в крупных населенных пунктах.
Важной темой является доступность скорой медицинской помощи. И мы сегодня рассматриваем разные варианты, направленные на создание условий равной доступности независимо от места проживания человека и удаленности от стационаров. Это и активное развитие информационных технологий, которые позволят улучшить обслуживание машиной скорой медицинской помощи, близко расположенной к зоне вызова, независимо от границ муниципальных образований.
Очень важным направлением оптимизации в Свердловской области явилось развитие дневных стационаров. Сегодня в них внедрены высокотехнологичные и специализированные виды медицинской помощи, используются дорогостоящие препараты. Доступность этого вида помощи значима в нашей области и превышает средние показатели по России.
Сегодня круглосуточный стационар – это место, где должен лечиться пациент с обязательным круглосуточным наблюдением.
Дальнейшая оптимизация и круглосуточных, и дневных стационаров в развитии нового направления – реабилитации, без которой нельзя снизить инвалидность и повысить качество жизни людей. И главный аспект оптимизации – это поликлиника. Все наши усилия должны быть сегодня направлены на нее! Это диспансеризация, раннее выявление заболеваний, диспансерное наблюдение и контроль назначенного лечения. Здесь важны организационные технологии и чёткое следование порядкам.
Миф 2. Сокращения медработников и протесты
– С начала года в некоторых муниципалитетах Свердловской области прошли массовые протесты медработников, об этом много говорилось в СМИ. С чем, по вашим данным, это было связано?
– Во-первых, сокращений врачей в Свердловской области не было. У нас медицинские организации укомплектованы врачами всего на 64%! В 90-е годы у нас был большой кадровый провал, связанный экономической ситуацией в стране и нежеланием выпускников медицинского института идти работать в отрасль, и мы до сих пор его ощущаем. И на сегодняшний день у нас много специалистов пенсионного и предпенсионного возраста. В самых благополучных муниципальных образованиях укомплектованность участковых врачей чуть выше 60%. Кого сокращать?
На сегодняшний день это в большей степени политическая подача, которая выгодна либо каким-то общественным организациям, либо конкретным политическим деятелям. Единственный митинг, который был организован политической партией, не будем говорить какой, в котором участвовали два медицинских работника, был назван «протестным митингом медработников».
Если сокращения и проходили, то они касались прочего персонала. Потому что штатное расписание во многих небольших районных больницах было завышено по сравнению с рекомендациями федерального Минздрава. Например, мы находили в одной больнице группу шиномонтажников, которая якобы работала круглосуточно. На маленькую больницу четыре шиномонтажника!
Или другой яркий пример. В Серовской больнице решили сократить сотрудников. Поднялся большой шум. Начали выяснять. В Серов завезено новое, современное лабораторное оборудование. Для его обслуживания уже не нужны были 30 специалистов. Соответственно, часть сотрудников попали под сокращение. Всем им тут же были предложены новые рабочие места в той же больнице. Из них только двое отказались работать в больнице и пошли на биржу труда. После разбора информационной составляющей оказалось, что здесь не было никаких ни сокращений, ни увольнений.
Проблема кадров
– Кадровая проблема – это самая главная проблема в здравоохранении. Больше всего пациенты жалуются на хамство и грубость. К сожалению, эти тенденции несоблюдения этических норм наблюдаются и в других отраслях тоже. Наверное, это зависит от всех нас, воспитывающих детей, – семьи, школы, вуза. Задача общая. Даже ошибки врачам прощают, если они с пациентами вежливо общаются и разговаривают. Это к вопросу о том, что мы бы хотели искоренить. Как это искоренить? Путем создания конкуренции.
Знаете, что мне нравится у Олега Шиловских в Микрохирургии глаза? Там коллектив воспитанный! Если туда попадает хамоватый человек, то он либо станет таким же, как они, либо уйдет оттуда. Когда у нас будет избыток врачебных кадров, когда у нас будут принимать на должность по конкурсу, тогда везде будет так же, как в Микрохирургии глаза. А у нас участковых врачей всего около 60% от потребности. Поэтому иной участковый врач хамит и говорит, мол, «вы меня никуда не денете, здесь без меня вообще никто работать не будет». И это правда! Те же доктора, которые в поликлиниках работают, прекрасно знают, что перебегут в соседний город, село, больницу и их везде примут.
Об информационном поле и публикациях в СМИ
– Мы недостаточно работаем с информационным полем. Последние пять или шесть лет о медицине говорят больше плохого, чем хорошего. Я имею в виду массовые вбросы: то «врач-убийца», то «медсестра-самоубийца», то кого-то на органы разрезали, то кому-то отказали в медицинской помощи. Такой тренд сформировался, в котором тонет всё то позитивное и созидательное, что происходит в здравоохранении. И если раньше в повестке лидировали ЖКХ, полиция, то в текущей политической ситуации медицина выходит на первый-второй план.
В реальности же очень много сделано за последние годы: внедрены современные технологии, запущено много медицинских объектов, у нас появились специалисты с российским и международным именем, завоевавшие награды и пользующиеся авторитетом далеко за пределами нашего региона, а в текущей деятельности осуществляющие высококлассно свою работу!
За последние годы увеличилось количество благодарственных писем в адрес медицинских работников, приходящих к нам в Минздрав. Вот о чем надо говорить и писать!
– Продолжат ли политические силы спекулировать на теме сокращений и оптимизации здравоохранения?
– Как я уже сказал в начале разговора, тема медицины очень интересна всем, в том числе различным организациям и общественным деятелям. Чем активнее общественный и политический процесс в стране, тем активнее обсуждается здравоохранение. Главное, чтобы любой выступающий и дающий оценки нашей отрасли делал это объективно и беспристрастно.
С начала этого года термин «оптимизация», как и сама тема здравоохранения, прочно вошли в политическую повестку Свердловской области. О медицине и областном здравоохранении начали говорить в резко негативном ключе. Синонимом «оптимизации здравоохранения» стал «кризис здравоохранения». На реформе, целью которой было повышение качества и доступности медицинской помощи, начали активно спекулировать разные политические силы.
Волна негатива и критики привела к снижению престижа профессии и доверия граждан к системе здравоохранения в целом. Проиграли все – от граждан, являющихся потребителями медицинских услуг, до рядовых врачей, работающих в тех же самых оптимизированных медпунктах. Об оптимизации вне политики, мифотворчестве и реалиях свердловской медицины рассказал министр здравоохранения Свердловской области Игорь Трофимов.
Миф 1. Ликвидация медпунктов
– Какое наследие досталось вам от прежнего министра здравоохранения?
– Наследие хорошее. В Свердловской области одно из самых качественных здравоохранений в Российской Федерации. Я проработал в нем всю жизнь. Я видел, что было, вижу, что в нем есть сейчас. Надеюсь, увижу, что будет. Поэтому говорить о каком-то плохом наследии категорически нельзя. У нас замечательные врачи и больницы, технологически построенная система здравоохранения.
– Каковы последствия оптимизации здравоохранения?
– Оптимизация – это ведь хорошее слово. Но, как оказалось, любое слово в русском языке можно исказить. В том числе и «оптимизацию». Никто никогда не хотел и не хочет сделать хуже. Все делалось во благо. Другое дело, может быть, что-то не получилось.
Что касается сокращения медпунктов, о котором много говорилось в СМИ, то это все вопрос подачи и информирования. Будучи на своей прежней работе, я пытался найти этот негатив. И я его не нашел (с 2006 года Игорь Трофимов возглавляет Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Свердловской области. – Прим.).
То, что якобы в населенных пунктах закрывались больницы – это мифотворчество. Менялся их юридический статус. Больницы объединялись, но физически они никуда из населенных пунктов не уходили. Они объединялись не путем ликвидации и сноса здания бульдозером, а реорганизацией, и медицинская помощь от этого не страдала. Например, в Первоуральске объединили все взрослые больницы. Где они территориально находились, там и остались. Где население было прикреплено, там люди получают медицинскую помощь. Оптимизация проводилась для эффективного использования ресурсов и приведения штатов медицинских организаций, материально-технического оснащения, коечного фонда к стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, утвержденным в Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
Продолжится ли оптимизация?
– Сегодня основная задача оптимизации – повышение доступности и качества медицинской помощи. Этого можно добиться, с одной стороны, создавая оптимальную инфраструктуру здравоохранения с учётом современных технологий диагностики и лечения, внедрения современных и инновационных фармацевтических препаратов, а с другой стороны – эффективным менеджментом.
По вопросам инфраструктуры это и приближение первичной помощи к населению – мы это видим за счёт активного внедрения мобильных форм работы в отдаленных территориях с низкой численностью населения, – и развитие стационарных форм, таких как фельдшерско-акушерские пункты, общие врачебные практики в крупных населенных пунктах.
Важной темой является доступность скорой медицинской помощи. И мы сегодня рассматриваем разные варианты, направленные на создание условий равной доступности независимо от места проживания человека и удаленности от стационаров. Это и активное развитие информационных технологий, которые позволят улучшить обслуживание машиной скорой медицинской помощи, близко расположенной к зоне вызова, независимо от границ муниципальных образований.
Очень важным направлением оптимизации в Свердловской области явилось развитие дневных стационаров. Сегодня в них внедрены высокотехнологичные и специализированные виды медицинской помощи, используются дорогостоящие препараты. Доступность этого вида помощи значима в нашей области и превышает средние показатели по России.
Сегодня круглосуточный стационар – это место, где должен лечиться пациент с обязательным круглосуточным наблюдением.
Дальнейшая оптимизация и круглосуточных, и дневных стационаров в развитии нового направления – реабилитации, без которой нельзя снизить инвалидность и повысить качество жизни людей. И главный аспект оптимизации – это поликлиника. Все наши усилия должны быть сегодня направлены на нее! Это диспансеризация, раннее выявление заболеваний, диспансерное наблюдение и контроль назначенного лечения. Здесь важны организационные технологии и чёткое следование порядкам.
Миф 2. Сокращения медработников и протесты
– С начала года в некоторых муниципалитетах Свердловской области прошли массовые протесты медработников, об этом много говорилось в СМИ. С чем, по вашим данным, это было связано?
– Во-первых, сокращений врачей в Свердловской области не было. У нас медицинские организации укомплектованы врачами всего на 64%! В 90-е годы у нас был большой кадровый провал, связанный экономической ситуацией в стране и нежеланием выпускников медицинского института идти работать в отрасль, и мы до сих пор его ощущаем. И на сегодняшний день у нас много специалистов пенсионного и предпенсионного возраста. В самых благополучных муниципальных образованиях укомплектованность участковых врачей чуть выше 60%. Кого сокращать?
На сегодняшний день это в большей степени политическая подача, которая выгодна либо каким-то общественным организациям, либо конкретным политическим деятелям. Единственный митинг, который был организован политической партией, не будем говорить какой, в котором участвовали два медицинских работника, был назван «протестным митингом медработников».
Если сокращения и проходили, то они касались прочего персонала. Потому что штатное расписание во многих небольших районных больницах было завышено по сравнению с рекомендациями федерального Минздрава. Например, мы находили в одной больнице группу шиномонтажников, которая якобы работала круглосуточно. На маленькую больницу четыре шиномонтажника!
Или другой яркий пример. В Серовской больнице решили сократить сотрудников. Поднялся большой шум. Начали выяснять. В Серов завезено новое, современное лабораторное оборудование. Для его обслуживания уже не нужны были 30 специалистов. Соответственно, часть сотрудников попали под сокращение. Всем им тут же были предложены новые рабочие места в той же больнице. Из них только двое отказались работать в больнице и пошли на биржу труда. После разбора информационной составляющей оказалось, что здесь не было никаких ни сокращений, ни увольнений.
Проблема кадров
– Кадровая проблема – это самая главная проблема в здравоохранении. Больше всего пациенты жалуются на хамство и грубость. К сожалению, эти тенденции несоблюдения этических норм наблюдаются и в других отраслях тоже. Наверное, это зависит от всех нас, воспитывающих детей, – семьи, школы, вуза. Задача общая. Даже ошибки врачам прощают, если они с пациентами вежливо общаются и разговаривают. Это к вопросу о том, что мы бы хотели искоренить. Как это искоренить? Путем создания конкуренции.
Знаете, что мне нравится у Олега Шиловских в Микрохирургии глаза? Там коллектив воспитанный! Если туда попадает хамоватый человек, то он либо станет таким же, как они, либо уйдет оттуда. Когда у нас будет избыток врачебных кадров, когда у нас будут принимать на должность по конкурсу, тогда везде будет так же, как в Микрохирургии глаза. А у нас участковых врачей всего около 60% от потребности. Поэтому иной участковый врач хамит и говорит, мол, «вы меня никуда не денете, здесь без меня вообще никто работать не будет». И это правда! Те же доктора, которые в поликлиниках работают, прекрасно знают, что перебегут в соседний город, село, больницу и их везде примут.
Об информационном поле и публикациях в СМИ
– Мы недостаточно работаем с информационным полем. Последние пять или шесть лет о медицине говорят больше плохого, чем хорошего. Я имею в виду массовые вбросы: то «врач-убийца», то «медсестра-самоубийца», то кого-то на органы разрезали, то кому-то отказали в медицинской помощи. Такой тренд сформировался, в котором тонет всё то позитивное и созидательное, что происходит в здравоохранении. И если раньше в повестке лидировали ЖКХ, полиция, то в текущей политической ситуации медицина выходит на первый-второй план.
В реальности же очень много сделано за последние годы: внедрены современные технологии, запущено много медицинских объектов, у нас появились специалисты с российским и международным именем, завоевавшие награды и пользующиеся авторитетом далеко за пределами нашего региона, а в текущей деятельности осуществляющие высококлассно свою работу!
За последние годы увеличилось количество благодарственных писем в адрес медицинских работников, приходящих к нам в Минздрав. Вот о чем надо говорить и писать!
– Продолжат ли политические силы спекулировать на теме сокращений и оптимизации здравоохранения?
– Как я уже сказал в начале разговора, тема медицины очень интересна всем, в том числе различным организациям и общественным деятелям. Чем активнее общественный и политический процесс в стране, тем активнее обсуждается здравоохранение. Главное, чтобы любой выступающий и дающий оценки нашей отрасли делал это объективно и беспристрастно.
Эля Алексеева © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Екатеринбурге пропал 12-летний мальчик
Понедельник, 25 ноября, 09.33
Под Екатеринбургом открыли памятник следователю, который вел дело об убийстве семьи Романовых
Воскресенье, 24 ноября, 19.29
В Екатеринбурге появился мамонтёнок, плывущий на льдине в поисках мамы
Воскресенье, 24 ноября, 18.51