Остановит ли новый закон похоронные войны на Урале?
На фоне громких конфликтов в Екатеринбурге обсудили законопроект федерального Минстроя
01.12.2016
За последний год ситуация вокруг свердловских кладбищ заметно обострилась. Достоянием общественности стали сразу несколько конфликтов между участниками «бизнеса на костях», а следственными органами МВД был возбужден ряд уголовных дел, затрагивающих разные аспекты похоронного дела. При этом именно в этом году в стране должен был быть рассмотрен новый закон о похоронном деле, который должен навести долгожданный порядок, но его внесение в Госдуму откладывается из-за разногласий между Минстроем России, субъектами Федерации, муниципалитетами и непосредственно предприятиями, работающими в похоронной сфере.
Право на самостоятельную копку
Самая распространенная претензия уральцев к кладбищам касается космических затрат на захоронение. Несмотря на то, что земля на кладбище по закону предоставляется бесплатно, а услуги по копке могил ЕМУП «Комбинат специального обслуживания» оценивает в 8325 рублей, иногда могильщики требуют сумму в разы выше. Особенно это касается случаев, когда усопшего «подхаранивают» к родственникам на уже закрытых кладбищах.
В феврале 2016 года произошел случай, прогремевший на всю страну: некий Дмитрий Малышев решил похоронить своего друга. Узнав расценки, превышающие официальный прейскурант в разы, а то и десятки раз, он принял решение копать могилу сам. Несколько раз его забирала с Окружного кладбища полиция, которую вызывали сотрудники кладбища. В итоге, после того как на ситуацию обратили внимание представители СМИ, администрация все-таки дала разрешение на похороны. Впрочем, вскоре выяснилось, что Дмитрий Малышев, скорее играя на публику, нежели добиваясь справедливости, действовал в интересах одной из коммерческих структур, которая пыталась оттеснить конкурентов с рынка кладбищенских услуг.
27 тысяч потерпевших
На массовые поборы на екатеринбургских кладбищах полиция обратила внимание только в августе-сентябре нынешнего года. Было возбуждено дело о мошенничестве, потерпевшими по которому были признаны 27 тысяч человек. По делу прошли обыски в здании на Радищева, 16, где сидят муниципальные похоронщики, а также на нескольких погостах. Однако затем расследование было передано другому следователю, и активные действия прекратились.
В других городах Свердловской области также недавно был возбужден ряд уголовных дел, связанных с кладбищами. Так, в Верхней Пышме было возбуждено дело о проектировании кладбища в поселке Красный. Документация для муниципального конкурса была составлена таким образом, что его условий не мог выполнить никто. Тем не менее договор был заключен, но, естественно, не выполнен. Однако подрядчик получил деньги из казны сполна.
Принятие законопроекта откладывается
В настоящее время все вопросы, связанные с погребением, регулируются Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», принятым в 1995 году. Данным документом большинство похоронных вопросов возлагается на муниципалитеты. При этом с момента его принятия произошли значительные изменения других законов, в частности был принят закон о местном самоуправлении. Кроме того, в действующей правовой норме не затрагиваются многие аспекты, в том числе взаимоотношения муниципальных и частных предприятий. В связи с этим с 2014 года началась работа над проектом нового федерального закона. Данная работа была поручена Министерству строительства и ЖКХ Российской Федерации.
Последняя редакция законопроекта была обнародована Минстроем в сентябре 2016 года, однако против его принятия выступили представители похоронных организаций Санкт-Петербурга. Они обратились к губернатору Сергею Полтавченко, который в свою очередь попросил правительство России отложить направление документа в Госдуму и рекомендовать Минстрою доработать его.
Частные кладбища и распределение полномочий
В первый день декабря 2016 года в Екатеринбурге прошло совещание по обсуждению федерального законопроекта, которое организовала ассоциация «Похоронные организации Урала». В мероприятии приняли участие представители муниципальной власти и похоронных организаций из более чем 30 городов Свердловской, Челябинской и Курганской областей.
Основным спикером на мероприятии стал Владимир Родькин, вице-президент санкт-петербургского Союза похоронных организаций и крематориев, принявший непосредственное участие в возвращении законопроекта на доработку. Он призвал уральских коллег также высказываться относительно законопроекта и предлагать внести в него поправки.
Основная претензия к законопроекту, обозначенная Владимиром Родькиным, – использование в законе понятий, содержание которых не раскрывается. Это касается, например, частных кладбищ – новый законопроект допускает их создание. По словам Владимира Родькина, в настоящее время непонятно, что скрывается за этим понятием. «Непонятно, на каких основаниях частному лицу будет предоставляться кладбищенская земля, оборот которой запрещен. Также непонятно, для чего вообще нужен подобный бизнес, ведь небольшая территория рано или поздно заполнится, после чего компанию можно, по большому счету, закрывать», – отметил он.
Также гость из Северной столицы выразил сомнение в целесообразности разделения полномочий в сфере похоронного дела между федеральным правительством, Минстроем России, исполнительными органами субъектов Федерации и муниципалитетами в том виде, в каком это предлагают сделать авторы законопроекта. В частности, по мнению Владимира Родькина, отнесенные к ведению правительства России вопросы с регламентацией выдачи тел можно было бы опустить на более низкий уровень, в то время как заниматься вопросами погребения неустановленных лиц следовало бы не регионам, а, наоборот, «федералам».
Мнение муниципалитетов относительно законопроекта озвучил директор Управления городского хозяйства Новоуральска Сергей Ефимов. По его словам, из законопроекта следует, что за нарушителей должны будут наказывать муниципальные административные комиссии, которые есть не во всех образованиях, а там где есть, они и без того перегружены работой. Кроме того, не совсем ясно, кого следует наказывать за самовольную установку памятников: родственников или тех, кто непосредственно выполнил работу.
«Золотые» катафалки
Тему странного распределения полномочий продолжил вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев по УрФО Евгений Скорынин-Шадурский. Он обратил внимание собравшихся на то, что новый закон возлагает на муниципалитеты обязанность по организации доставки тела с места смерти до морга, в то время как сейчас они отвечают только за доставку тела от морга до могилы. Это увеличит нагрузку на местные бюджеты, чьи возможности и без того ограничены. Тем более что законопроект устанавливает жесткие требования к катафалкам: они, по идее авторов законопроекта, должны получить статус специализированного транспорта и быть оборудованы приспособлениями для удержания гроба и бактерицидными лампами. Приблизительная стоимость такого катафалка – 1,75 млн рублей (именно такой ценник висел на «Газели», представленной на одной из выставок). Такой ценник потянет далеко не каждый муниципалитет, а исключения законопроектом предусмотрены только для образований с численностью населения 2000 человек и менее. Что делать селам с населением 2050 человек, непонятно.
Еще одна проблема, касающаяся катафалков, тесно связана с другой статьей закона, по которой любая похоронная деятельность подлежит лицензированию (именно на лицензирование возлагаются основные надежды в борьбе с «нелегалами»). Согласно последней редакции, лицензированием всей деятельности в сфере организации погребения будут заниматься региональные органы власти. При этом действие данной лицензии будет распространяться только на этот регион. «Получается, что если человек умирает в Свердловской области, а катафалк везет его в Курганскую на похороны, то гаишник после административной границы может остановить его и оштрафовать на сумму от 250 до 300 тысяч рублей», – отметил Евгений Скорынин-Шадурский.
По итогам совещания участникам было рекомендовано подготовить свои предложения по внесению поправок в законопроект. В дальнейшем решено действовать по схеме, уже использованной в Санкт-Петербурге, – донести свою позицию до федеральных властей через региональные.
Общее мнение, к которому пришли участники, заключается в том, что законопроект, безусловно, нужен. Его главное положительное нововведение – лицензирование похоронных организаций, которое, по мысли участников, позволит избавить рынок от недобросовестных игроков. Вместе с тем озвученные пробелы и недостатки показывают, что законопроект в настоящем виде «сырой».
Право на самостоятельную копку
Самая распространенная претензия уральцев к кладбищам касается космических затрат на захоронение. Несмотря на то, что земля на кладбище по закону предоставляется бесплатно, а услуги по копке могил ЕМУП «Комбинат специального обслуживания» оценивает в 8325 рублей, иногда могильщики требуют сумму в разы выше. Особенно это касается случаев, когда усопшего «подхаранивают» к родственникам на уже закрытых кладбищах.
В феврале 2016 года произошел случай, прогремевший на всю страну: некий Дмитрий Малышев решил похоронить своего друга. Узнав расценки, превышающие официальный прейскурант в разы, а то и десятки раз, он принял решение копать могилу сам. Несколько раз его забирала с Окружного кладбища полиция, которую вызывали сотрудники кладбища. В итоге, после того как на ситуацию обратили внимание представители СМИ, администрация все-таки дала разрешение на похороны. Впрочем, вскоре выяснилось, что Дмитрий Малышев, скорее играя на публику, нежели добиваясь справедливости, действовал в интересах одной из коммерческих структур, которая пыталась оттеснить конкурентов с рынка кладбищенских услуг.
27 тысяч потерпевших
На массовые поборы на екатеринбургских кладбищах полиция обратила внимание только в августе-сентябре нынешнего года. Было возбуждено дело о мошенничестве, потерпевшими по которому были признаны 27 тысяч человек. По делу прошли обыски в здании на Радищева, 16, где сидят муниципальные похоронщики, а также на нескольких погостах. Однако затем расследование было передано другому следователю, и активные действия прекратились.
В других городах Свердловской области также недавно был возбужден ряд уголовных дел, связанных с кладбищами. Так, в Верхней Пышме было возбуждено дело о проектировании кладбища в поселке Красный. Документация для муниципального конкурса была составлена таким образом, что его условий не мог выполнить никто. Тем не менее договор был заключен, но, естественно, не выполнен. Однако подрядчик получил деньги из казны сполна.
Принятие законопроекта откладывается
В настоящее время все вопросы, связанные с погребением, регулируются Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», принятым в 1995 году. Данным документом большинство похоронных вопросов возлагается на муниципалитеты. При этом с момента его принятия произошли значительные изменения других законов, в частности был принят закон о местном самоуправлении. Кроме того, в действующей правовой норме не затрагиваются многие аспекты, в том числе взаимоотношения муниципальных и частных предприятий. В связи с этим с 2014 года началась работа над проектом нового федерального закона. Данная работа была поручена Министерству строительства и ЖКХ Российской Федерации.
Последняя редакция законопроекта была обнародована Минстроем в сентябре 2016 года, однако против его принятия выступили представители похоронных организаций Санкт-Петербурга. Они обратились к губернатору Сергею Полтавченко, который в свою очередь попросил правительство России отложить направление документа в Госдуму и рекомендовать Минстрою доработать его.
Частные кладбища и распределение полномочий
В первый день декабря 2016 года в Екатеринбурге прошло совещание по обсуждению федерального законопроекта, которое организовала ассоциация «Похоронные организации Урала». В мероприятии приняли участие представители муниципальной власти и похоронных организаций из более чем 30 городов Свердловской, Челябинской и Курганской областей.
Основным спикером на мероприятии стал Владимир Родькин, вице-президент санкт-петербургского Союза похоронных организаций и крематориев, принявший непосредственное участие в возвращении законопроекта на доработку. Он призвал уральских коллег также высказываться относительно законопроекта и предлагать внести в него поправки.
Основная претензия к законопроекту, обозначенная Владимиром Родькиным, – использование в законе понятий, содержание которых не раскрывается. Это касается, например, частных кладбищ – новый законопроект допускает их создание. По словам Владимира Родькина, в настоящее время непонятно, что скрывается за этим понятием. «Непонятно, на каких основаниях частному лицу будет предоставляться кладбищенская земля, оборот которой запрещен. Также непонятно, для чего вообще нужен подобный бизнес, ведь небольшая территория рано или поздно заполнится, после чего компанию можно, по большому счету, закрывать», – отметил он.
Также гость из Северной столицы выразил сомнение в целесообразности разделения полномочий в сфере похоронного дела между федеральным правительством, Минстроем России, исполнительными органами субъектов Федерации и муниципалитетами в том виде, в каком это предлагают сделать авторы законопроекта. В частности, по мнению Владимира Родькина, отнесенные к ведению правительства России вопросы с регламентацией выдачи тел можно было бы опустить на более низкий уровень, в то время как заниматься вопросами погребения неустановленных лиц следовало бы не регионам, а, наоборот, «федералам».
Мнение муниципалитетов относительно законопроекта озвучил директор Управления городского хозяйства Новоуральска Сергей Ефимов. По его словам, из законопроекта следует, что за нарушителей должны будут наказывать муниципальные административные комиссии, которые есть не во всех образованиях, а там где есть, они и без того перегружены работой. Кроме того, не совсем ясно, кого следует наказывать за самовольную установку памятников: родственников или тех, кто непосредственно выполнил работу.
«Золотые» катафалки
Тему странного распределения полномочий продолжил вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев по УрФО Евгений Скорынин-Шадурский. Он обратил внимание собравшихся на то, что новый закон возлагает на муниципалитеты обязанность по организации доставки тела с места смерти до морга, в то время как сейчас они отвечают только за доставку тела от морга до могилы. Это увеличит нагрузку на местные бюджеты, чьи возможности и без того ограничены. Тем более что законопроект устанавливает жесткие требования к катафалкам: они, по идее авторов законопроекта, должны получить статус специализированного транспорта и быть оборудованы приспособлениями для удержания гроба и бактерицидными лампами. Приблизительная стоимость такого катафалка – 1,75 млн рублей (именно такой ценник висел на «Газели», представленной на одной из выставок). Такой ценник потянет далеко не каждый муниципалитет, а исключения законопроектом предусмотрены только для образований с численностью населения 2000 человек и менее. Что делать селам с населением 2050 человек, непонятно.
Еще одна проблема, касающаяся катафалков, тесно связана с другой статьей закона, по которой любая похоронная деятельность подлежит лицензированию (именно на лицензирование возлагаются основные надежды в борьбе с «нелегалами»). Согласно последней редакции, лицензированием всей деятельности в сфере организации погребения будут заниматься региональные органы власти. При этом действие данной лицензии будет распространяться только на этот регион. «Получается, что если человек умирает в Свердловской области, а катафалк везет его в Курганскую на похороны, то гаишник после административной границы может остановить его и оштрафовать на сумму от 250 до 300 тысяч рублей», – отметил Евгений Скорынин-Шадурский.
По итогам совещания участникам было рекомендовано подготовить свои предложения по внесению поправок в законопроект. В дальнейшем решено действовать по схеме, уже использованной в Санкт-Петербурге, – донести свою позицию до федеральных властей через региональные.
Общее мнение, к которому пришли участники, заключается в том, что законопроект, безусловно, нужен. Его главное положительное нововведение – лицензирование похоронных организаций, которое, по мысли участников, позволит избавить рынок от недобросовестных игроков. Вместе с тем озвученные пробелы и недостатки показывают, что законопроект в настоящем виде «сырой».
Владимир Кусков © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Свердловские пожарные за сутки потушили 14 техногенных пожаров
Среда, 27 ноября, 21.04
Более 10 тысяч нарушений ПДД пресекли свердловские автоинспектора на прошлой неделе
Среда, 27 ноября, 20.40
Новый этап благоустройства ждёт Парк Маяковского
Среда, 27 ноября, 20.07