Возрастное ограничение 18+
Доступ не для всех
Насколько адаптирован Екатеринбург под людей с ограниченными возможностями здоровья
Надо признать, что Екатеринбург только начинает путь к обеспечению доступной среды инвалидам-колясочникам. И движется к этому со скоростью улитки. Человеку без ограниченных возможностей здоровья задумываться об этом не приходится. А если он и пытается разобраться в удобстве/неудобстве того или иного учреждения для человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то делает это поверхностно: не понять физически здоровому человеку реальных проблем инвалидов-колясочников. Исходя из собственного опыта, будучи человеком с ограниченными возможностями здоровья и имея огромное желание изменить ситуацию к лучшему, инвалид-колясочник Вера Семченкова рассказала о реальной адаптации Екатеринбурга под людей с ОВЗ.
Друзья не дадут мне соврать, что я живу активно. Я редко когда сижу без дела: идеи не покидают меня ни на минуту. Как человек творческий и интересующийся, люблю писать, читать, играть в театре, путешествовать, гулять по городу, посещать различные культурные заведения. Всё это я делаю, не покидая инвалидной коляски. И это не повод для жалости. Это лишь средство передвижения. Однако при выходе из дома данный вид транспорта вносит свои коррективы в составление маршрута.
Увы, надо признать, что Екатеринбург только начинает путь к обеспечению доступной среды инвалидам-колясочникам. В городе появляются низкопольные автобусы, на которых можно добраться до пункта назначения. Проблема в том, что водители автобусов не обучены грамотно парковаться. Парковать такое транспортное средство нужно максимально близко к бортику тротуара, чтобы можно было заехать на коляске. К сожалению, это не соблюдается.
Культурно-массовые места подготовлены лучше. За последние год-два изменилась ситуация в городе, все больше людей осознают значимость доступной среды. В основном считается, что если вход в здание оборудован хорошим и удобным пандусом, то этого достаточно. Можно поставить галочку. Но мало кто задумывается, как человек с ОВЗ должен передвигаться внутри здания.
Исходя из собственного опыта и имея огромное желание изменить ситуацию к лучшему, я намерена создать проект «Удобный Екатеринбург», цель которого заключается в составлении рейтинга (а в дальнейшем и карты) культурно-массовых и досуговых площадок города, включающих критерии удобств для посещения людей, передвигающихся на инвалидных колясках.
В мой перечень критериев входит: парковка (специальное место, за которым следит охрана); вход (широкий, без ступеней или с пологим пандусом; отсутствие лестниц или наличие рабочего лифта/подъемника (если нет, доброжелательная охрана); место в зале (удобное расположение на кресле-коляске); туалет (отдельный, широкий).
Справедливости ради должна отметить, что подобные проекты существуют, но их рамки размыты, а результаты не всегда положительны. Я также уверена: чем чаще будет подниматься эта актуальная для маломобильных граждан тема, тем больше внимания она привлечет.
Практически все театры и дворцы культуры построены в СССР. Многие здания признаны памятниками архитектуры. Большая часть руководителей этих зданий считают это хорошим поводом ничего не делать. Несомненно, встречаются и добросовестные, понимающие люди, которые со всей ответственностью подходят к делу.
Идеальным примером сотрудничества и понимания данной проблемы является благоустройство Дворца молодежи, где проходят фестивали и развлекательные мероприятия. Присутствует парковка. Появился подъемник на крыльце со стороны служебного входа, внутри помещения также установлены подъемники на всех лестничных маршах и даже в зале. Человеку на коляске можно разместиться в широком проходе посередине зала.
Театр юного зрителя является лучшим местом в городе для посещения людей на колясках. Это стало возможным благодаря реконструкции и ремонту здания. Удобства начинаются с парковки практически у входа в театр; широкие входные двери; подъемники у входа в зал. Просмотр спектакля пройдет в комфортных условиях в связи с наличием больших проходов в зале, куда без труда можно «встать» и насладиться действием, происходящим на сцене.
А вот ценителям классической музыки будет нелегко поприсутствовать на концерте в Свердловской филармонии. Здание старинное, богато украшенное, но для посетителей на колясках – недоступное. На первый взгляд может показаться, что это не так, ведь у входа есть несколько мест с уже родным знаком, где следует оставить свое авто. На этом удобства кончаются, начинаются препятствия. Двери в учреждение узкие, в одну створку коляска просто не пройдет, а вторую открыть проблематично без человека высокого роста.
Предположим, что мы все-таки вошли. Но что делать дальше? Стоять в фойе как-то обидно, а в зал ведет огромная лестница, справиться с которой колясочнику не под силу. И ни лифта, ни подъемника пока не наблюдается. Единственное решение: ждать случайного помощника. Но такой метод очень рискованный, не все и не всегда готовы прийти на выручку. Думаю, обстановку самого зала описывать бессмысленно. Если уж дорога к нему пролегает через тернии, то что говорить о внутреннем пространстве…
Подобная ситуация и в Театре музыкальной комедии. Парковка есть, но платная. Двери нужно открывать полностью, иначе коляске не проехать. Гардероб, правда, здесь же, на первом этаже, но по дороге к основной лестнице на второй этаж надо преодолеть несколько ступенек. В театре имеется служебный лифт для подъема декораций. Во-первых, чтобы им воспользоваться, надо заранее дозваниваться до администрации, во-вторых, проход к нему тоже имеет препятствия, в-третьих, даже поднявшись на лифте, попадаешь за кулисы, где много канатов и конструкций, нужно стать виртуозом, чтобы выбраться оттуда. И еще неприятный сюрприз: человек, ответственный за эксплуатацию лифта, работает до 21:00, тогда как все спектакли заканчиваются позже. Спускаться придется по лестнице с чьей-нибудь помощью. Разместиться в зале можно в проходе между рядами.
Будет ошибочно не рассказать о кинотеатрах, поскольку они пользуются наибольшим спросом у молодежи. Например, Дом кино. Назвать его удобным вряд ли возможно. Старое здание расположено в самом центре города среди современных офисов и магазинов, поэтому дела с парковкой обстоят туго, если не сказать, что совсем никак. Ко входу ведет несколько ступеней, пандус на которых отсутствует. Дальше «веселее». Практически все кинопоказы проходят в Большом зале на втором этаже. Такой роскоши, как лифт, здесь нет. Конечно, может повезти и желаемый фильм будет демонстрироваться в Малом зале этажом ниже. В таком случае придется сидеть на небольшой площадке около последнего ряда. Кстати, это основная проблема большинства залов. Как правило, гость на коляске остается либо у первого ряда, либо у крайнего места последнего ряда. Второй вариант менее приятен: если человек придет с друзьями, то на время сеанса останется один, да и смотреть сбоку не очень комфортно. В общем, всё зависит от расположения входа в зал.
Другое популярное среди горожан место – киноконцертный театр «Космос». Здесь выбор шире: киноманы пойдут наслаждаться фильмами, а кому по душе развлекательная программа, те отправятся на концерт. Пункт «доступная среда» заслуживает положительной оценки. Заезжать необходимо со стороны служебного входа. Стоянка охраняется, специальные знаки имеются и используются действительно по назначению. В помещении доброжелательная администрация по пологому пандусу провожает в зал, где разрешает выбрать удобное место. Единственный минус – покатый пол, так что слишком высоко заехать не удастся. Ну и одежду надо или оставить при себе, или попросить кого-нибудь сдать в гардероб. В остальном же всё отлично.
Особо хочется отметить, что хуже всего дела обстоят с туалетными комнатами. Во многих зданиях они находятся в цокольном этаже, нет пандусов, нет широких проемов, куда можно заехать на коляске. Кроме того, зачастую туалетами со специальным значком пользуются физически здоровые люди, что непрактично даже с гигиенической точки зрения, не говоря уже об этической стороне вопроса.
Конечно, это далеко не все объекты, которые заслуживают внимания. Я планирую запустить серию статей, где буду подробно описывать и другие точки нашего города, что поможет мечту воплотить в реальность и сделать Екатеринбург удобным!
Фото: Никита Пинжаков, http://www.heraldscotland.com
Друзья не дадут мне соврать, что я живу активно. Я редко когда сижу без дела: идеи не покидают меня ни на минуту. Как человек творческий и интересующийся, люблю писать, читать, играть в театре, путешествовать, гулять по городу, посещать различные культурные заведения. Всё это я делаю, не покидая инвалидной коляски. И это не повод для жалости. Это лишь средство передвижения. Однако при выходе из дома данный вид транспорта вносит свои коррективы в составление маршрута.
Увы, надо признать, что Екатеринбург только начинает путь к обеспечению доступной среды инвалидам-колясочникам. В городе появляются низкопольные автобусы, на которых можно добраться до пункта назначения. Проблема в том, что водители автобусов не обучены грамотно парковаться. Парковать такое транспортное средство нужно максимально близко к бортику тротуара, чтобы можно было заехать на коляске. К сожалению, это не соблюдается.
Культурно-массовые места подготовлены лучше. За последние год-два изменилась ситуация в городе, все больше людей осознают значимость доступной среды. В основном считается, что если вход в здание оборудован хорошим и удобным пандусом, то этого достаточно. Можно поставить галочку. Но мало кто задумывается, как человек с ОВЗ должен передвигаться внутри здания.
Исходя из собственного опыта и имея огромное желание изменить ситуацию к лучшему, я намерена создать проект «Удобный Екатеринбург», цель которого заключается в составлении рейтинга (а в дальнейшем и карты) культурно-массовых и досуговых площадок города, включающих критерии удобств для посещения людей, передвигающихся на инвалидных колясках.
В мой перечень критериев входит: парковка (специальное место, за которым следит охрана); вход (широкий, без ступеней или с пологим пандусом; отсутствие лестниц или наличие рабочего лифта/подъемника (если нет, доброжелательная охрана); место в зале (удобное расположение на кресле-коляске); туалет (отдельный, широкий).
Справедливости ради должна отметить, что подобные проекты существуют, но их рамки размыты, а результаты не всегда положительны. Я также уверена: чем чаще будет подниматься эта актуальная для маломобильных граждан тема, тем больше внимания она привлечет.
Практически все театры и дворцы культуры построены в СССР. Многие здания признаны памятниками архитектуры. Большая часть руководителей этих зданий считают это хорошим поводом ничего не делать. Несомненно, встречаются и добросовестные, понимающие люди, которые со всей ответственностью подходят к делу.
Идеальным примером сотрудничества и понимания данной проблемы является благоустройство Дворца молодежи, где проходят фестивали и развлекательные мероприятия. Присутствует парковка. Появился подъемник на крыльце со стороны служебного входа, внутри помещения также установлены подъемники на всех лестничных маршах и даже в зале. Человеку на коляске можно разместиться в широком проходе посередине зала.
Театр юного зрителя является лучшим местом в городе для посещения людей на колясках. Это стало возможным благодаря реконструкции и ремонту здания. Удобства начинаются с парковки практически у входа в театр; широкие входные двери; подъемники у входа в зал. Просмотр спектакля пройдет в комфортных условиях в связи с наличием больших проходов в зале, куда без труда можно «встать» и насладиться действием, происходящим на сцене.
А вот ценителям классической музыки будет нелегко поприсутствовать на концерте в Свердловской филармонии. Здание старинное, богато украшенное, но для посетителей на колясках – недоступное. На первый взгляд может показаться, что это не так, ведь у входа есть несколько мест с уже родным знаком, где следует оставить свое авто. На этом удобства кончаются, начинаются препятствия. Двери в учреждение узкие, в одну створку коляска просто не пройдет, а вторую открыть проблематично без человека высокого роста.
Предположим, что мы все-таки вошли. Но что делать дальше? Стоять в фойе как-то обидно, а в зал ведет огромная лестница, справиться с которой колясочнику не под силу. И ни лифта, ни подъемника пока не наблюдается. Единственное решение: ждать случайного помощника. Но такой метод очень рискованный, не все и не всегда готовы прийти на выручку. Думаю, обстановку самого зала описывать бессмысленно. Если уж дорога к нему пролегает через тернии, то что говорить о внутреннем пространстве…
Подобная ситуация и в Театре музыкальной комедии. Парковка есть, но платная. Двери нужно открывать полностью, иначе коляске не проехать. Гардероб, правда, здесь же, на первом этаже, но по дороге к основной лестнице на второй этаж надо преодолеть несколько ступенек. В театре имеется служебный лифт для подъема декораций. Во-первых, чтобы им воспользоваться, надо заранее дозваниваться до администрации, во-вторых, проход к нему тоже имеет препятствия, в-третьих, даже поднявшись на лифте, попадаешь за кулисы, где много канатов и конструкций, нужно стать виртуозом, чтобы выбраться оттуда. И еще неприятный сюрприз: человек, ответственный за эксплуатацию лифта, работает до 21:00, тогда как все спектакли заканчиваются позже. Спускаться придется по лестнице с чьей-нибудь помощью. Разместиться в зале можно в проходе между рядами.
Будет ошибочно не рассказать о кинотеатрах, поскольку они пользуются наибольшим спросом у молодежи. Например, Дом кино. Назвать его удобным вряд ли возможно. Старое здание расположено в самом центре города среди современных офисов и магазинов, поэтому дела с парковкой обстоят туго, если не сказать, что совсем никак. Ко входу ведет несколько ступеней, пандус на которых отсутствует. Дальше «веселее». Практически все кинопоказы проходят в Большом зале на втором этаже. Такой роскоши, как лифт, здесь нет. Конечно, может повезти и желаемый фильм будет демонстрироваться в Малом зале этажом ниже. В таком случае придется сидеть на небольшой площадке около последнего ряда. Кстати, это основная проблема большинства залов. Как правило, гость на коляске остается либо у первого ряда, либо у крайнего места последнего ряда. Второй вариант менее приятен: если человек придет с друзьями, то на время сеанса останется один, да и смотреть сбоку не очень комфортно. В общем, всё зависит от расположения входа в зал.
Другое популярное среди горожан место – киноконцертный театр «Космос». Здесь выбор шире: киноманы пойдут наслаждаться фильмами, а кому по душе развлекательная программа, те отправятся на концерт. Пункт «доступная среда» заслуживает положительной оценки. Заезжать необходимо со стороны служебного входа. Стоянка охраняется, специальные знаки имеются и используются действительно по назначению. В помещении доброжелательная администрация по пологому пандусу провожает в зал, где разрешает выбрать удобное место. Единственный минус – покатый пол, так что слишком высоко заехать не удастся. Ну и одежду надо или оставить при себе, или попросить кого-нибудь сдать в гардероб. В остальном же всё отлично.
Особо хочется отметить, что хуже всего дела обстоят с туалетными комнатами. Во многих зданиях они находятся в цокольном этаже, нет пандусов, нет широких проемов, куда можно заехать на коляске. Кроме того, зачастую туалетами со специальным значком пользуются физически здоровые люди, что непрактично даже с гигиенической точки зрения, не говоря уже об этической стороне вопроса.
Конечно, это далеко не все объекты, которые заслуживают внимания. Я планирую запустить серию статей, где буду подробно описывать и другие точки нашего города, что поможет мечту воплотить в реальность и сделать Екатеринбург удобным!
Фото: Никита Пинжаков, http://www.heraldscotland.com
Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям Вечерних ведомостей быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Поддержать редакцию
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.