Титановая корпорация пытается отбиться от претензий УФАС
Антимонопольщики усмотрели «сращивание власти и бизнеса» в Верхней Салде
19.01.2021
«Корпорация ВСМПО-Ависма» и власти Верхней Салды судятся с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области из-за благоустройства сквера, выполненного на бюджетные деньги. Антимонопольщики возбудились после того, как администрация Верхней Салды не стала проводить аукцион по благоустройству территории, а выделила 12 миллионов рублей «дочке» титановой корпорации в виде субсидии. Суд первой инстанции уже доказал правоту УФАС, на очереди апелляция.
В марте 2020 года Свердловское УФАС России признало факт нарушения Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между Администрацией Верхнесалдинского городского округа (ВСГО), местной думой, ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» и её стопроцентной «дочкой» ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)». Как посчитали антимонопольщики, действия перечисленных организаций привели к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок работ в сфере благоустройства с целью гарантированного получения бюджетных денежных средств в виде субсидии в обход конкурентных процедур.
Речь идет о комплексном благоустройстве территории «Площадь Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова» в рамках муниципальной и областной программ «Формирование современной городской среды», которое проводилось в 2018 году. Городские власти решили не проводить аукцион, а объявили отбор участников для предоставления субсидии на возмещение работ по благоустройству. При этом согласно порядку отбора, требовалось разрешение на использование участником земельного участка. По счастливой «случайности» такое разрешение было только у ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)». Получила его организация в Комитете по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа всего за три дня до объявления отбора.
Всего на благоустройство площади в виде субсидий было выделено более 12 миллионов рублей, из них 6,3 млн. из областного бюджета (всего же на реализацию проекта было потрачено более 44 миллионов рублей, из них часть – в виде той самой субсидии). Сотрудников Минфина не смутило, что конкурсные конкурентные процедуры проведены не были. В конце октября 2018 года площадь торжественно открыли. Красную ленту в честь завершения благоустройства перерезали глава Верхнесалдинского городского округа Михаил Савченко и заместитель начальника отдела по капстроительству ВСМПО Дмитрий Ахундов.
Уже позже, в мае 2019 года специалисты Минфина в рамках плановой проверки установили нарушения при благоустройстве площади, выразившиеся в отсутствии государственной экспертизы о проверке достоверности сметной стоимости. Также они выяснили, что у ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)» было право пользования участком общей площадью 7 844,0 кв.м., тогда как проектом было предусмотрено благоустройство территории площадью 9481.4 кв. метров, разрешение на право пользование лишних «квадратов» у компании отсутствовало.
По результатам проверки за нарушение порядка расходования средств субсидии к административной ответственности был привлечен Глава Верхнесалдинского городского округа (на тот момент муниципалитет возглавлял Михаил Савченко, покинувший пост в сентябре 2020 года).
Впоследствии в ситуацию вмешалось и Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, которое в судебном порядке доказало, что порядок предоставления субсидий на выделение средств из бюджета направлен на обход Федерального закона «О контрактной системе в сфере работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Антимонопольщики также посчитали, что в этой истории прямое участие приняли депутаты Думы городского округа, которые за пару недель до объявления отбора внесли изменения в собственное решение об утверждении бюджета ВСГО на 2018 год. Внесенные изменения позволили сменить коды бюджетной классификации в отношении денежных средств, предоставляемых «на комплексное благоустройство общественной территории «Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова». Решением Думы код, предусматривающий проведение закупки для государственных нужд в порядке, установленном Законом о контрактной системе, был изменен на код, предусматривающий выделение субсидий юридическим лицам.
На согласованность действий, по мнению УФАС, указывает тот факт, что 7 депутатов думы, участвовавших в принятии решения о смене кодов, на момент принятия решения являлись работниками ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА». При этом они входили во фракцию «Единой России», имеющей большинство голосов в думе - 13 голосов против 7 голосов депутатов, не входящих во фракцию «ЕР». Из 15 присутствовавших на заседании депутатов все проголосовали за принятие решения.
«В отсутствие какого-либо письменного либо устного обоснования смены кодов и последствий такой смены со стороны докладчиков, депутаты Думы, участвовавшие в обсуждении проекта решения, приняли «нужное» Администрации ВСГО решение о смене кодов единогласно и без вопросов. При принятии спорного решения о смене кодов проявилась взаимообусловленность совместных действий Администрации ВСГО и Думы городского округа, при которой результат (денежные средства областного и местного бюджетов гарантированно поступили заранее определенному хозяйствующему субъекту в виде субсидии) был достигнут не иначе, как сообща», – считают в УФАС.
Более того, Площадь дворца культуры имени Г.Д.Агаркова изначально не содержалась в муниципальной программе по благоустройству, а в ходе голосования жителей ВСГО по определению территорий, подлежащих благоустройству, заняла лишь третье место. При этом дизайн-проект благоустройства данной площади был заказан Администрацией ранее подведения итогов голосования (контракт был заказан 27 февраля 2018 года, а итоги голосования подведены 19 марта). Зачем тогда было проводить голосование при всей его формальности, непонятно.
Любопытно и то, что проектно-сметную документацию на благоустройство ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» заказало еще 31 мая, тогда как об отборе получателей субсидии было объявлено 10 июля. То есть к своей победе в корпорации готовились заранее. Это косвенно подтверждает и другой факт: 23 апреля 2018 года на должность заместителя главы администрации ВСГО по экономике назначена Ирина Колпакова, которая совмещала свою работу с должностью советника директора по договорной работе и вопросам оптимизации закупочной деятельности ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Еще ранее, в феврале 2018 года, на замглавы администрации ВСГО по ЖКХ, энергетике и транспорту была назначена Лариса Шаржукова, которая до своего трудоустройства в мэрию работала первым заместителем директора ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)».
По мнению УФАС, сращение власти и бизнеса вылилось в заключение антиконкурентного соглашения между Администрацией ВСГО и ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА»: «ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)» и ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» гарантированно получали реконструкцию нужного им объекта (мнение жителей формально), а также всю сумму субсидий, предусмотренных для проведения работ, которая, в случае проведения закупки в условиях конкурентной борьбы могла быть уменьшена», полагают антимонопольщики.
К слову, после того, как к делу подключилось УФАС, денежные средства в декабре 2019 года в размере более 12 миллионов рублей были возвращены ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)» в местный бюджет. «Мотивы принятия решения о возврате бюджетных средств ООО «ВСМПО Строитель УКС» Комиссии УФАС не пояснило, при этом очевидно, что подобное решение является вынужденным для хозяйствующего субъекта в условиях риска наступления ответственности за ограничение конкуренции как для хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, так и для должностных лиц органов власти», считают в антимонопольной службе.
ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», дума и администрация Верхнесалдинского городского округа не согласились с решением УФАС, потребовав через Арбитражный суд Свердловской области оспорить его, но в удовлетворении требований было отказано. Рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 1 февраля.
В марте 2020 года Свердловское УФАС России признало факт нарушения Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между Администрацией Верхнесалдинского городского округа (ВСГО), местной думой, ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» и её стопроцентной «дочкой» ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)». Как посчитали антимонопольщики, действия перечисленных организаций привели к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок работ в сфере благоустройства с целью гарантированного получения бюджетных денежных средств в виде субсидии в обход конкурентных процедур.
Речь идет о комплексном благоустройстве территории «Площадь Дворца культуры имени Г.Д. Агаркова» в рамках муниципальной и областной программ «Формирование современной городской среды», которое проводилось в 2018 году. Городские власти решили не проводить аукцион, а объявили отбор участников для предоставления субсидии на возмещение работ по благоустройству. При этом согласно порядку отбора, требовалось разрешение на использование участником земельного участка. По счастливой «случайности» такое разрешение было только у ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)». Получила его организация в Комитете по управлению имуществом Верхнесалдинского городского округа всего за три дня до объявления отбора.
Всего на благоустройство площади в виде субсидий было выделено более 12 миллионов рублей, из них 6,3 млн. из областного бюджета (всего же на реализацию проекта было потрачено более 44 миллионов рублей, из них часть – в виде той самой субсидии). Сотрудников Минфина не смутило, что конкурсные конкурентные процедуры проведены не были. В конце октября 2018 года площадь торжественно открыли. Красную ленту в честь завершения благоустройства перерезали глава Верхнесалдинского городского округа Михаил Савченко и заместитель начальника отдела по капстроительству ВСМПО Дмитрий Ахундов.
Уже позже, в мае 2019 года специалисты Минфина в рамках плановой проверки установили нарушения при благоустройстве площади, выразившиеся в отсутствии государственной экспертизы о проверке достоверности сметной стоимости. Также они выяснили, что у ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)» было право пользования участком общей площадью 7 844,0 кв.м., тогда как проектом было предусмотрено благоустройство территории площадью 9481.4 кв. метров, разрешение на право пользование лишних «квадратов» у компании отсутствовало.
По результатам проверки за нарушение порядка расходования средств субсидии к административной ответственности был привлечен Глава Верхнесалдинского городского округа (на тот момент муниципалитет возглавлял Михаил Савченко, покинувший пост в сентябре 2020 года).
Впоследствии в ситуацию вмешалось и Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, которое в судебном порядке доказало, что порядок предоставления субсидий на выделение средств из бюджета направлен на обход Федерального закона «О контрактной системе в сфере работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Антимонопольщики также посчитали, что в этой истории прямое участие приняли депутаты Думы городского округа, которые за пару недель до объявления отбора внесли изменения в собственное решение об утверждении бюджета ВСГО на 2018 год. Внесенные изменения позволили сменить коды бюджетной классификации в отношении денежных средств, предоставляемых «на комплексное благоустройство общественной территории «Площадь дворца культуры имени Г.Д. Агаркова». Решением Думы код, предусматривающий проведение закупки для государственных нужд в порядке, установленном Законом о контрактной системе, был изменен на код, предусматривающий выделение субсидий юридическим лицам.
На согласованность действий, по мнению УФАС, указывает тот факт, что 7 депутатов думы, участвовавших в принятии решения о смене кодов, на момент принятия решения являлись работниками ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА». При этом они входили во фракцию «Единой России», имеющей большинство голосов в думе - 13 голосов против 7 голосов депутатов, не входящих во фракцию «ЕР». Из 15 присутствовавших на заседании депутатов все проголосовали за принятие решения.
«В отсутствие какого-либо письменного либо устного обоснования смены кодов и последствий такой смены со стороны докладчиков, депутаты Думы, участвовавшие в обсуждении проекта решения, приняли «нужное» Администрации ВСГО решение о смене кодов единогласно и без вопросов. При принятии спорного решения о смене кодов проявилась взаимообусловленность совместных действий Администрации ВСГО и Думы городского округа, при которой результат (денежные средства областного и местного бюджетов гарантированно поступили заранее определенному хозяйствующему субъекту в виде субсидии) был достигнут не иначе, как сообща», – считают в УФАС.
Более того, Площадь дворца культуры имени Г.Д.Агаркова изначально не содержалась в муниципальной программе по благоустройству, а в ходе голосования жителей ВСГО по определению территорий, подлежащих благоустройству, заняла лишь третье место. При этом дизайн-проект благоустройства данной площади был заказан Администрацией ранее подведения итогов голосования (контракт был заказан 27 февраля 2018 года, а итоги голосования подведены 19 марта). Зачем тогда было проводить голосование при всей его формальности, непонятно.
Любопытно и то, что проектно-сметную документацию на благоустройство ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» заказало еще 31 мая, тогда как об отборе получателей субсидии было объявлено 10 июля. То есть к своей победе в корпорации готовились заранее. Это косвенно подтверждает и другой факт: 23 апреля 2018 года на должность заместителя главы администрации ВСГО по экономике назначена Ирина Колпакова, которая совмещала свою работу с должностью советника директора по договорной работе и вопросам оптимизации закупочной деятельности ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». Еще ранее, в феврале 2018 года, на замглавы администрации ВСГО по ЖКХ, энергетике и транспорту была назначена Лариса Шаржукова, которая до своего трудоустройства в мэрию работала первым заместителем директора ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)».
По мнению УФАС, сращение власти и бизнеса вылилось в заключение антиконкурентного соглашения между Администрацией ВСГО и ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА»: «ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)» и ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» гарантированно получали реконструкцию нужного им объекта (мнение жителей формально), а также всю сумму субсидий, предусмотренных для проведения работ, которая, в случае проведения закупки в условиях конкурентной борьбы могла быть уменьшена», полагают антимонопольщики.
К слову, после того, как к делу подключилось УФАС, денежные средства в декабре 2019 года в размере более 12 миллионов рублей были возвращены ООО «ВСМПО-Строитель (УКС)» в местный бюджет. «Мотивы принятия решения о возврате бюджетных средств ООО «ВСМПО Строитель УКС» Комиссии УФАС не пояснило, при этом очевидно, что подобное решение является вынужденным для хозяйствующего субъекта в условиях риска наступления ответственности за ограничение конкуренции как для хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, так и для должностных лиц органов власти», считают в антимонопольной службе.
ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», дума и администрация Верхнесалдинского городского округа не согласились с решением УФАС, потребовав через Арбитражный суд Свердловской области оспорить его, но в удовлетворении требований было отказано. Рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 1 февраля.
Иван Морозов, Максим Бойков © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Свердловской области взят под стражу водитель, сбивший насмерть двух подростков
Воскресенье, 24 ноября, 15.12
В Свердловской области за неделю произошло 97 пожаров
Воскресенье, 24 ноября, 14.59
В Свердловской области выявили 45 пьяных водителей за сутки
Воскресенье, 24 ноября, 13.19