«Тенденция такова, что аэропорты «душат». Что ждет аэропорт Кургана
О продаже акций, ускользающих льготах и нежелании курганцев летать
30.07.2013
Курганский аэропорт три года проходил процедуру банкротства. У области были реальные перспективы его потерять. Но на данный момент ситуацию удалось изменить: пассажиропоток стабилен, появляются новые перевозчики. Однако налаженную жизнь снова нарушают тревожные новости. Недавно стало известно, что правительство области рассмотрит вопрос о лишении аэропорта льготы по налогу на имущество. Кроме того, Росимущество намерено пустить с молотка 41 процент госакций аэродрома.
Корреспондент veved.ru встретился с директором ОАО «Аэропорт Курган» Дмитрием Коваленко, который рассказал нам, чего на самом деле стоит бояться. Хирург по первому образованию, авиационный менеджер – по второму, настроен оптимистически, но при этом отметил: «Бороться за больного надо до конца».
– Дмитрий Александрович, как идут дела на предприятии?
– На данный момент аэропорт выплачивает самостоятельно все текущие платежи, в том числе и в бюджет, вовремя выдается заработная плата. ОАО «Аэропорт Курган» – предприятие, которое может самостоятельно существовать на рынке. То, что мы выйдем из процедуры банкротства, никто не верил. Для этого было затрачено очень много усилий. На данный момент загрузка рейса из Кургана в Москву составляет 92 процента, при том что в среднем по России этот показатель 72 процента. За полгода аэропорт обслужил более тридцати тысяч пассажиров. Этот показатель чуть ниже прошлогоднего из-за того, что cтал летать самолет меньшей вместимости и произошел сезонный рост цен на билеты, но это обычная практика авиакомпаний.
– Погашена ли задолженность перед кредиторами?
– Мы выплатили более половины долга. В течение десяти лет по условиям мирового соглашения нам предстоит погасить перед кредиторами оставшуюся задолженность равными долями, которая составляет около пятидесяти миллионов рублей.
– А каковы причины попадания предприятия в долговую кабалу?
– В 1991 году количество аэропортов составляло 1,5 тысячи, сейчас в реестре гражданских аэропортов России я насчитал всего 227. Тенденция такова, что аэропорты «душат». В частности, наше банкротство сложилось из-за непомерной платы за землю. Российская Федерация, будучи нашим акционером, брала плату за пользование земельным участком больше, чем аэропорт зарабатывал в то время в год. Государство просило 30 миллионов рублей в год, а аэропорт зарабатывал всего лишь 28 миллионов. Мы просто не могли тогда платить такие деньги. Согласно приказу Минэкономразвития от 26 октября 2011 года сегодня мы выплачиваем всего 175 тысяч рублей в год. Понимаете, о чем речь?
– Ожидать ли появления новых перевозчиков в Зауралье?
– Все возможно, все возможно. (Улыбается.) Мы очень рассчитываем на это и работу по увеличению перевозчиков ведем постоянно. Но пока я не могу сказать вам ничего конкретного.
– И все-таки?
– Вам говорить как есть? Всему виной низкая авиационная подвижность населения Курганской области. Существует три типа пассажира: первый тип – чиновники и бизнесмены, которые летают в силу своей служебной необходимости; второй тип – туристы; третий, самый малочисленный, – люди, которые по семейной необходимости или в силу внезапных обстоятельств пользуются авиатранспортом.
Первый тип пассажиров составляет более 70 процентов, особенно на внутренних российских линиях. Чтобы такой пассажир летал на внутренних линиях, как, например, на рейсе Екатеринбург – Курган, должны быть горизонтальные интегральные связи между регионами. На сегодняшний день эти связи в основном идут через Москву. Это статистика.
Российские туристы чаще всего летают в Сочи и Краснодар, это наиболее популярные курорты. Мы в этом году пытались открыть рейсы в южные города, но не получилось. Авиакомпании, которые были готовы выполнять эти рейсы, выставили аэропорту невыполнимые условия. Однако к следующему году мы все-таки будем стремиться к организации южных рейсов.
– Получит ли курганский аэропорт статус междугородного?
– Губернатор Курганской области Олег Алексеевич Богомолов и акционеры ОАО «Аэропорт Курган» приняли решение об открытии пункта пропуска в аэропорту Курган. И аэропорт к этому готовится.
– А что мешает?
– Необходимо решение Росграницы об организации пункта пограничного контроля, это длительный процесс подготовки аэропорта, для этого должны быть выделены средства на его оборудование. Мы и правительство области стараемся лоббировать этот вопрос.
– А найдутся пассажиры?
– Минимум 30 тысяч жителей Зауралья в год уезжают за рубеж отдыхать. Это немного, но, возможно, на самом деле цифра может быть больше. Вероятно, скоро мы запустим летнюю чартерную программу. Но регулярных круглогодичных рейсов не будет, потому что нет достаточного количества пассажиров.
– Недавно стало известно, что правительство области рассмотрит вопрос о лишении аэропорта льготы по налогу на имущество, так ли это?
– Льгота по налогу на имущество была установлена правительством области в 2011 году, а срок ее предоставления заканчивается в этом году. С 2014 года нам ее либо снова предоставят, либо нет.
– Как вы думаете, почему власти подумывают об отмене льготы?
– Я не могу комментировать действия правительства Курганской области. Предполагаю, что причина в дефиците областного бюджета, и отмена налоговых льгот может коснуться не только нас.
– Нужна ли аэропорту эта льгота, ведь он уже вышел из процедуры банкротства?
– Безусловно, нужна. Льгота для нас это огромная помощь, особенно это было ощутимо, когда мы находились в процедуре банкротства. Дело в том, что у аэропорта очень большой имущественный комплекс, без которого не обойтись: аэровокзал, помещения, где располагаются служба спасения, инженерно-авиационная служба, гараж и т. д. Имущество большое, соответственно и налог высокий.
– К каким последствиям в данной ситуации может привести отмена льготы?
– За счет того, что мы даём авиакомпаниям скидку в 30 процентов от зарегистрированных сборов, аэропорт в 2013 году недополучил доходов на сумму более 11 миллионов рублей. Предоставление скидки сделано для того, чтобы привлечь перевозчиков. Льгота по налогу на имущество составляет около 3 миллионов в год, а это для нас большие деньги. То есть, предоставляя льготу по налогу на имущество, правительство области помогало нам компенсировать недополученный доход. Придется увеличить аэропортовые сборы и тарифы, соответственно авиакомпании для того, чтобы компенсировать свою недополученную прибыль, вынуждены будут поднять цены на билеты.
– Росимущество пустит с молотка свой пакет госакций, который составляет почти 41 процент, как это повлияет на деятельность аэропорта?
– Существует прогнозный план приватизации с 2010 по 2013 год, утвержденный постановлением российского правительства, куда входят много предприятий, в том числе и ОАО «Аэропорт Курган». Это естественный процесс. Российская Федерация избавляется от части своих активов, передавая их в частные руки. Я здесь ничего комментировать не могу. Для нас это всего лишь смена одного из собственников. К чему она приведет? К изменению политики акционеров в отношении ОАО «Аэропорт Курган»? Вряд ли. Потому что 40 процентов акций – это блокирующий пакет, но не контрольный.
– Поддержка государства очень важна для авиабизнеса?
– Социальная нагрузка, согласитесь, должна быть распределена не только между бизнесом, но и властью, которая должна создавать условия для развития авиаперевозок, хотя бы предоставлять льготы по налогу на имущество. В соседних регионах находятся крупные аэропорты с большим пассажиропотоком и платёжеспособностью населения. Средняя заработная плата населения Курганской области составляет 18 тысяч рублей. Средняя стоимость билета – 7 600 рублей. Слетать туда и обратно – это фактически потратить среднюю заработную плату в месяц. Для сравнения, в Тюмени средняя зарплата – 27 тысяч, а стоимость билетов та же. Отсюда вывод, где больше летают? Говорить отдельно о перспективе развития аэропорта нельзя. Будет развиваться область – будет развиваться и аэропорт.
Корреспондент veved.ru встретился с директором ОАО «Аэропорт Курган» Дмитрием Коваленко, который рассказал нам, чего на самом деле стоит бояться. Хирург по первому образованию, авиационный менеджер – по второму, настроен оптимистически, но при этом отметил: «Бороться за больного надо до конца».
– Дмитрий Александрович, как идут дела на предприятии?
– На данный момент аэропорт выплачивает самостоятельно все текущие платежи, в том числе и в бюджет, вовремя выдается заработная плата. ОАО «Аэропорт Курган» – предприятие, которое может самостоятельно существовать на рынке. То, что мы выйдем из процедуры банкротства, никто не верил. Для этого было затрачено очень много усилий. На данный момент загрузка рейса из Кургана в Москву составляет 92 процента, при том что в среднем по России этот показатель 72 процента. За полгода аэропорт обслужил более тридцати тысяч пассажиров. Этот показатель чуть ниже прошлогоднего из-за того, что cтал летать самолет меньшей вместимости и произошел сезонный рост цен на билеты, но это обычная практика авиакомпаний.
– Погашена ли задолженность перед кредиторами?
– Мы выплатили более половины долга. В течение десяти лет по условиям мирового соглашения нам предстоит погасить перед кредиторами оставшуюся задолженность равными долями, которая составляет около пятидесяти миллионов рублей.
– А каковы причины попадания предприятия в долговую кабалу?
– В 1991 году количество аэропортов составляло 1,5 тысячи, сейчас в реестре гражданских аэропортов России я насчитал всего 227. Тенденция такова, что аэропорты «душат». В частности, наше банкротство сложилось из-за непомерной платы за землю. Российская Федерация, будучи нашим акционером, брала плату за пользование земельным участком больше, чем аэропорт зарабатывал в то время в год. Государство просило 30 миллионов рублей в год, а аэропорт зарабатывал всего лишь 28 миллионов. Мы просто не могли тогда платить такие деньги. Согласно приказу Минэкономразвития от 26 октября 2011 года сегодня мы выплачиваем всего 175 тысяч рублей в год. Понимаете, о чем речь?
– Ожидать ли появления новых перевозчиков в Зауралье?
– Все возможно, все возможно. (Улыбается.) Мы очень рассчитываем на это и работу по увеличению перевозчиков ведем постоянно. Но пока я не могу сказать вам ничего конкретного.
– И все-таки?
– Вам говорить как есть? Всему виной низкая авиационная подвижность населения Курганской области. Существует три типа пассажира: первый тип – чиновники и бизнесмены, которые летают в силу своей служебной необходимости; второй тип – туристы; третий, самый малочисленный, – люди, которые по семейной необходимости или в силу внезапных обстоятельств пользуются авиатранспортом.
Первый тип пассажиров составляет более 70 процентов, особенно на внутренних российских линиях. Чтобы такой пассажир летал на внутренних линиях, как, например, на рейсе Екатеринбург – Курган, должны быть горизонтальные интегральные связи между регионами. На сегодняшний день эти связи в основном идут через Москву. Это статистика.
Российские туристы чаще всего летают в Сочи и Краснодар, это наиболее популярные курорты. Мы в этом году пытались открыть рейсы в южные города, но не получилось. Авиакомпании, которые были готовы выполнять эти рейсы, выставили аэропорту невыполнимые условия. Однако к следующему году мы все-таки будем стремиться к организации южных рейсов.
– Получит ли курганский аэропорт статус междугородного?
– Губернатор Курганской области Олег Алексеевич Богомолов и акционеры ОАО «Аэропорт Курган» приняли решение об открытии пункта пропуска в аэропорту Курган. И аэропорт к этому готовится.
– А что мешает?
– Необходимо решение Росграницы об организации пункта пограничного контроля, это длительный процесс подготовки аэропорта, для этого должны быть выделены средства на его оборудование. Мы и правительство области стараемся лоббировать этот вопрос.
– А найдутся пассажиры?
– Минимум 30 тысяч жителей Зауралья в год уезжают за рубеж отдыхать. Это немного, но, возможно, на самом деле цифра может быть больше. Вероятно, скоро мы запустим летнюю чартерную программу. Но регулярных круглогодичных рейсов не будет, потому что нет достаточного количества пассажиров.
– Недавно стало известно, что правительство области рассмотрит вопрос о лишении аэропорта льготы по налогу на имущество, так ли это?
– Льгота по налогу на имущество была установлена правительством области в 2011 году, а срок ее предоставления заканчивается в этом году. С 2014 года нам ее либо снова предоставят, либо нет.
– Как вы думаете, почему власти подумывают об отмене льготы?
– Я не могу комментировать действия правительства Курганской области. Предполагаю, что причина в дефиците областного бюджета, и отмена налоговых льгот может коснуться не только нас.
– Нужна ли аэропорту эта льгота, ведь он уже вышел из процедуры банкротства?
– Безусловно, нужна. Льгота для нас это огромная помощь, особенно это было ощутимо, когда мы находились в процедуре банкротства. Дело в том, что у аэропорта очень большой имущественный комплекс, без которого не обойтись: аэровокзал, помещения, где располагаются служба спасения, инженерно-авиационная служба, гараж и т. д. Имущество большое, соответственно и налог высокий.
– К каким последствиям в данной ситуации может привести отмена льготы?
– За счет того, что мы даём авиакомпаниям скидку в 30 процентов от зарегистрированных сборов, аэропорт в 2013 году недополучил доходов на сумму более 11 миллионов рублей. Предоставление скидки сделано для того, чтобы привлечь перевозчиков. Льгота по налогу на имущество составляет около 3 миллионов в год, а это для нас большие деньги. То есть, предоставляя льготу по налогу на имущество, правительство области помогало нам компенсировать недополученный доход. Придется увеличить аэропортовые сборы и тарифы, соответственно авиакомпании для того, чтобы компенсировать свою недополученную прибыль, вынуждены будут поднять цены на билеты.
– Росимущество пустит с молотка свой пакет госакций, который составляет почти 41 процент, как это повлияет на деятельность аэропорта?
– Существует прогнозный план приватизации с 2010 по 2013 год, утвержденный постановлением российского правительства, куда входят много предприятий, в том числе и ОАО «Аэропорт Курган». Это естественный процесс. Российская Федерация избавляется от части своих активов, передавая их в частные руки. Я здесь ничего комментировать не могу. Для нас это всего лишь смена одного из собственников. К чему она приведет? К изменению политики акционеров в отношении ОАО «Аэропорт Курган»? Вряд ли. Потому что 40 процентов акций – это блокирующий пакет, но не контрольный.
– Поддержка государства очень важна для авиабизнеса?
– Социальная нагрузка, согласитесь, должна быть распределена не только между бизнесом, но и властью, которая должна создавать условия для развития авиаперевозок, хотя бы предоставлять льготы по налогу на имущество. В соседних регионах находятся крупные аэропорты с большим пассажиропотоком и платёжеспособностью населения. Средняя заработная плата населения Курганской области составляет 18 тысяч рублей. Средняя стоимость билета – 7 600 рублей. Слетать туда и обратно – это фактически потратить среднюю заработную плату в месяц. Для сравнения, в Тюмени средняя зарплата – 27 тысяч, а стоимость билетов та же. Отсюда вывод, где больше летают? Говорить отдельно о перспективе развития аэропорта нельзя. Будет развиваться область – будет развиваться и аэропорт.
Полина Меньшова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Банде наркоторговцев в Екатеринбурге раздали сроки отсидки
Понедельник, 25 ноября, 22.08
На крупный штраф нарвался «Водоканал-НТ» за загрязнение рек Тагил и Исток
Понедельник, 25 ноября, 21.23
Через несколько дней екатеринбуржцы обсудят проект Основинского парка
Понедельник, 25 ноября, 19.51