Зауральские бюджетники набивают шишки о новый закон, регулирующий госзакупки
Перешли на контрактную систему, а инструкций по применению нет – учиться приходится на ошибках
28.03.2014
В Курганской области пошли первые нарушения закона о контрактной системе в сфере госзакупок, вступившего в силу с 1 января 2014 года. Главным образом делают ошибки из-за незнания того, как применять закон. Больше всего страдают учреждения социальной сферы, где идет непрерывный поток закупок. Антимонопольная служба называет закон радикальным вмешательством во всю бюджетную систему. Руководитель Курганского УФАС Ирина Гагарина собрала пресс-конференцию, где провела ликбез и рассказала о проблемах и перспективах контрактной системы.
Государственные надзорные органы и бюджетные учреждения поначалу встретили закон с радостью, но она спала после первых трех месяцев его реализации. Однако сегодня можно констатировать, что практика работы контрактной системы в Зауралье заложена. Курганское УФАС рассмотрело 24 жалобы и 112 согласований о заключении контракта с единственным поставщиком. В общей сложности ведомство проверило 208 закупок.
Одна из первых жалоб, поступивших в УФАС, была на действия администрации Кургана. Несостыковка законодательства привела к нарушению со стороны мэрии, считает ведомство. По контрактной системе запрос котировок может подаваться в электронной форме. Администрация объявила, что заявка может быть подана в форме документа или в электронной форме.
– В день окончания приема котировочных заявок они не учли те заявки, которые были поданы в электронной форме, – говорит Ирина Гагарина. – В администрации нам ответили, что есть другая норма в законе, которая говорит, что они не могут обеспечивать конфиденциальность электронного документа, поскольку нет единой информационной системы, а значит, принять его не могут. Мы разрешили ситуацию так: поскольку они предусмотрели право подать заявку в электронной форме, то обязаны принять. А вопрос обеспечения конфиденциальности – их внутренние проблемы. У нас есть закон о защите информации, который оговаривает, каким образом конфиденциальность можно обеспечить.
Очень много жалоб поступает на школы и больницы. Именно эти учреждения оказались в первых рядах по нарушениям в применении этого закона.
– Им очень тяжело, и мы это прекрасно понимаем. Детей кормить надо и людей лечить надо, от этого никуда не денешься, – отмечает Ирина Гагарина.
С начала года внесена административная ответственность за нарушение данного закона. Заказчики уже льют слезы.
– Я, когда услышала об этом, сказала: законодатель не дал права на ошибку. Мне кажется, зря. Надо было дать хотя бы полгода заказчикам поучиться, привыкнуть, все-таки это такое глобальное изменение системы.
Наказание весомое, особенно для Зауралья, где зарплаты чиновников несоизмеримы с другими регионами. Виновному должностному лицу может грозить штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Если взять в расчет, что наказанию подлежат все члены аукционной комиссии, а это 6-8 человек, то это немало. На каждый неверный шаг предусмотрен штраф. Тут законодатель постарался на славу. По словам Ирины Гагариной, есть случаи, когда сотрудники, ответственные за закупки, просто увольняются. В основном в сферах здравоохранения и образования.
– А в больницах кто у нас входит в состав комиссий – врачи, даже и медсестры, а в детских садах... Плакать хочется. Но есть принцип неотвратимости наказания. По результатам проверок очень много нарушений по срокам размещения информации, – констатирует глава УФАС.
Из общения с заказчиками ведомство сделало вывод: чиновники просто неправильно толкуют закон, потому что нет разъяснений, они как поняли его, так и применяют. У антимонопольной службы сложился неоднозначный взгляд на закон.
– Не надо радикально брать и отрезать и пришивать новое, а можно попробовать изменить № 94-ФЗ и адаптировать его к новым условиям, все-таки, когда его принимали в 2005 году, экономика была немного другая и общество, – считает Ирина Гагарина. – Конечно, не нужно стоять на месте, мы только за развитие, но такое радикальное вмешательство в госзакупки – это серьезно, это огромные суммы. Закон затрагивает бюджеты всех уровней.
Отметим, что реализация № 94-ФЗ показала, что очень много проблем возникало на стадии исполнения заключенного контракта, так как он эту часть не регламентировал. Антимонопольные органы контролировали закупки с момента объявления о конкурсе или аукционе до момента заключения контракта, все остальное выходило из-под контроля.
У закона есть неоспоримые плюсы: мало того, что он существенно шире прежнего, он облегчает жизнь заказчикам, а главное – участникам, бизнесу. Так, закон предусматривает новые стадии – планирование, нормирование, аудит.
По требованиями контрактной системы заказчик должен изготовить план-график закупок на год и выставить его в единую информационную систему, где любой желающий может посмотреть, кто, что и когда будет закупать. Предпринимателям не придется сидеть в режиме онлайн в базе и ожидать объявления о закупке. Но опять же неизвестно, кто это будет контролировать.
На сегодняшний день ничего из этого перечня не реализуется, потому что, как бы это парадоксально ни звучало, не придумали, как это делать. В законе прописано, но кто должен контролировать планирование, нормирование, аудит – пока не понятно.
Чиновников и бизнесменов ставит в тупик и тормозит их работу отсутствие официального разъяснения по закону.
– Закон отсылочный. Написана статья, которая отсылает к какому-то порядку, постановлению правительства, в котором еще подробнее изложена информация. Таких подзаконных актов должно быть более 80. Сам закон вот такой (показывает рукой объем добротной книги. – Прим.). Если подзаконные акты собрать, то столько (чиновнице уже понадобились две руки, чтобы показать размер закона на бумаге. – Прим.). И надо понять, как применять это, – сетует Ирина Гагарина.
На сегодня принято только 37 подзаконных актов, на основании которых страна вошла в контрактную систему. Остальные еще нужно принимать, но, как выразилась Ирина Владимировна, Минэкономразвития уже сейчас «захлебнулось в этой работе», министерство физически не справляется с объемом работ и попросту не может подготовить подробные официальные разъяснения о том, как надо исполнять закон.
Кроме того, в законе не состыкуются статьи между собой. Как применять их, тоже никто не знает. Очень много изменений в законопроект внесли 28 декабря, под конец года, то есть он еще не вступил в силу, а его уже начали кромсать. По словам Ирины Гагариной, ФАС России подготовила очень крупный пакет поправок: «Думаем, что многие коллизии в законе удастся исправить. Но сейчас март, мы работаем с тем, что есть».
Чтобы понять применение закона и разобраться в нем, приходится учиться на чужих ошибках. По словам Ирины Гагариной, все акты проверок выкладываются на официальном сайте Курганского УФАС. Это своего рода база для обучения.
– На официальных мероприятиях я говорю: господа, есть сайт УФАС России, мы выкладываем туда абсолютно все. Хотите учиться – изучайте практику Курганского УФАС, Челябинского УФАС, где очень много жалоб, Свердловского УФАС. Это очень сильные территориальные органы, в чьих базах находится огромный объем решений, – посоветовала Гагарина.
Контрактная система ужесточила для заказчиков условия работы, теперь они должны согласовать с ФАС заключение контракта, чего не было раньше.
Новизна контрактной системы в наличии большего количества органов контроля. Это и плюс, и одновременно минус нового закона. Если раньше ФАС по поступившей жалобе проверяла всю документацию от начала до конца, то сейчас контрольные функции службы разрываются там, где появляются полномочия других органов. Ведомство, что называется, «перешагивает и идет дальше».
– Появились новые органы внешнего контроля – Росфиннадзор, Счетная палата, Федеральное казначейство, – отмечает Ирина Гагарина. – Но если мы перешагнули в новый закон и работаем дальше, то данные ведомства такими функциями никогда не обладали, у них регламентов нет. Я на своем уровне в Курганской области приняла решения собрать данные ведомства на круглый стол в понедельник. Мне бы хотелось пообщаться с коллегами из смежных с нами контролирующих органов и спросить, а они-то как видят эту ситуацию и что собираются делать.
Опять же, № 44-ФЗ пытается решить проблему своего предшественника в части недобросовестности предпринимателей. Зачастую такие участники предоставляют недостоверную информацию, выполняют работы, не соответствующие смете, поставляют некачественные товары.
Контрактная система установила более жесткие требования к поставщикам. Сотрудник, подписывающий контракт, обязан предоставить все документы о том, что он наделен полномочиями именно на подписание контракта. Потому что в суде бывает сложно доказать, что конкретное лицо вступило в правоотношения. Еще одно требование – отсутствие судимости у главного бухгалтера участника.
Появилось понятие отсутствия конфликта интересов заказчика. Кумовство в госзакупках пресекается на корню. В применении № 94-ФЗ случаев о родстве представителей компаний-участников и чиновников было немало.
Контрактная система создает единую информационную систему. Это позволит сделать госзакупки абсолютно прозрачными и открытыми.
– Есть сайт zakupki.gov.ru, я считаю, что это своего рода прорыв. Но наше государство идет дальше и создает глобальную базу, где будут отмечаться все действия заказчика от планирования и до приемки выполненных работ. Все это будет высвечиваться в данной базе. К тому же она будет пополняться типовыми договорами, инструкциями, что позволит и заказчикам более грамотно работать на примере других, не нужно будет велосипед изобретать. То же касается и участников.
Также новый закон прямо говорит, что заказчик должен обеспечить работу в контрактной системе на профессиональном уровне. Каждое учреждение и ведомство обязано иметь контрактную службу или контрактного управляющего в штате с высшим профессиональным образованием и дополнительным образованием в сфере закупок, при этом он должен постоянно повышать свою квалификацию.
Кроме того, у заказчиков появился выбор, они свободны выбрать любую удобную для них процедуру.
Новое всегда вызывает недоверие и даже испуг. Узнав о введении контрактной системы, заказчики повально в конце года провели закупки по старому закону, чтобы не ломать голову. Старый закон о госзакупках применялся до середины февраля 2014 года.
– К нам приходили жалобы, мы их рассматривали и отменяли закупки. Были слезы. Заказчики говорили: «Теперь нам придется по № 44-ФЗ проводить закупки, а мы не знаем, как это делается», – рассказывает чиновница.
Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться Курганскому УФАС, в ведомстве настроены позитивно. Сам по себе закон не так уж плох, он поможет справиться с теми пробелами, которые не регламентировал старый закон. Ведь, отметим, появление контрактной системы обусловлено объективными причинами: неполнота правового регулирования процесса закупок; отсутствие контроля планов закупок, открывающее возможности для осуществления закупок, не отвечающих интересам общества и государства; отсутствие ответственности заказчика за результат; неприспособленность действующего законодательства для проведения конкурентных процедур в области науки и культуры; увеличение количества контрактов, заключенных с единственным поставщиком; демпинг и незащищенность заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Государственные надзорные органы и бюджетные учреждения поначалу встретили закон с радостью, но она спала после первых трех месяцев его реализации. Однако сегодня можно констатировать, что практика работы контрактной системы в Зауралье заложена. Курганское УФАС рассмотрело 24 жалобы и 112 согласований о заключении контракта с единственным поставщиком. В общей сложности ведомство проверило 208 закупок.
Одна из первых жалоб, поступивших в УФАС, была на действия администрации Кургана. Несостыковка законодательства привела к нарушению со стороны мэрии, считает ведомство. По контрактной системе запрос котировок может подаваться в электронной форме. Администрация объявила, что заявка может быть подана в форме документа или в электронной форме.
– В день окончания приема котировочных заявок они не учли те заявки, которые были поданы в электронной форме, – говорит Ирина Гагарина. – В администрации нам ответили, что есть другая норма в законе, которая говорит, что они не могут обеспечивать конфиденциальность электронного документа, поскольку нет единой информационной системы, а значит, принять его не могут. Мы разрешили ситуацию так: поскольку они предусмотрели право подать заявку в электронной форме, то обязаны принять. А вопрос обеспечения конфиденциальности – их внутренние проблемы. У нас есть закон о защите информации, который оговаривает, каким образом конфиденциальность можно обеспечить.
Очень много жалоб поступает на школы и больницы. Именно эти учреждения оказались в первых рядах по нарушениям в применении этого закона.
– Им очень тяжело, и мы это прекрасно понимаем. Детей кормить надо и людей лечить надо, от этого никуда не денешься, – отмечает Ирина Гагарина.
С начала года внесена административная ответственность за нарушение данного закона. Заказчики уже льют слезы.
– Я, когда услышала об этом, сказала: законодатель не дал права на ошибку. Мне кажется, зря. Надо было дать хотя бы полгода заказчикам поучиться, привыкнуть, все-таки это такое глобальное изменение системы.
Наказание весомое, особенно для Зауралья, где зарплаты чиновников несоизмеримы с другими регионами. Виновному должностному лицу может грозить штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Если взять в расчет, что наказанию подлежат все члены аукционной комиссии, а это 6-8 человек, то это немало. На каждый неверный шаг предусмотрен штраф. Тут законодатель постарался на славу. По словам Ирины Гагариной, есть случаи, когда сотрудники, ответственные за закупки, просто увольняются. В основном в сферах здравоохранения и образования.
– А в больницах кто у нас входит в состав комиссий – врачи, даже и медсестры, а в детских садах... Плакать хочется. Но есть принцип неотвратимости наказания. По результатам проверок очень много нарушений по срокам размещения информации, – констатирует глава УФАС.
Из общения с заказчиками ведомство сделало вывод: чиновники просто неправильно толкуют закон, потому что нет разъяснений, они как поняли его, так и применяют. У антимонопольной службы сложился неоднозначный взгляд на закон.
– Не надо радикально брать и отрезать и пришивать новое, а можно попробовать изменить № 94-ФЗ и адаптировать его к новым условиям, все-таки, когда его принимали в 2005 году, экономика была немного другая и общество, – считает Ирина Гагарина. – Конечно, не нужно стоять на месте, мы только за развитие, но такое радикальное вмешательство в госзакупки – это серьезно, это огромные суммы. Закон затрагивает бюджеты всех уровней.
Отметим, что реализация № 94-ФЗ показала, что очень много проблем возникало на стадии исполнения заключенного контракта, так как он эту часть не регламентировал. Антимонопольные органы контролировали закупки с момента объявления о конкурсе или аукционе до момента заключения контракта, все остальное выходило из-под контроля.
У закона есть неоспоримые плюсы: мало того, что он существенно шире прежнего, он облегчает жизнь заказчикам, а главное – участникам, бизнесу. Так, закон предусматривает новые стадии – планирование, нормирование, аудит.
По требованиями контрактной системы заказчик должен изготовить план-график закупок на год и выставить его в единую информационную систему, где любой желающий может посмотреть, кто, что и когда будет закупать. Предпринимателям не придется сидеть в режиме онлайн в базе и ожидать объявления о закупке. Но опять же неизвестно, кто это будет контролировать.
На сегодняшний день ничего из этого перечня не реализуется, потому что, как бы это парадоксально ни звучало, не придумали, как это делать. В законе прописано, но кто должен контролировать планирование, нормирование, аудит – пока не понятно.
Чиновников и бизнесменов ставит в тупик и тормозит их работу отсутствие официального разъяснения по закону.
– Закон отсылочный. Написана статья, которая отсылает к какому-то порядку, постановлению правительства, в котором еще подробнее изложена информация. Таких подзаконных актов должно быть более 80. Сам закон вот такой (показывает рукой объем добротной книги. – Прим.). Если подзаконные акты собрать, то столько (чиновнице уже понадобились две руки, чтобы показать размер закона на бумаге. – Прим.). И надо понять, как применять это, – сетует Ирина Гагарина.
На сегодня принято только 37 подзаконных актов, на основании которых страна вошла в контрактную систему. Остальные еще нужно принимать, но, как выразилась Ирина Владимировна, Минэкономразвития уже сейчас «захлебнулось в этой работе», министерство физически не справляется с объемом работ и попросту не может подготовить подробные официальные разъяснения о том, как надо исполнять закон.
Кроме того, в законе не состыкуются статьи между собой. Как применять их, тоже никто не знает. Очень много изменений в законопроект внесли 28 декабря, под конец года, то есть он еще не вступил в силу, а его уже начали кромсать. По словам Ирины Гагариной, ФАС России подготовила очень крупный пакет поправок: «Думаем, что многие коллизии в законе удастся исправить. Но сейчас март, мы работаем с тем, что есть».
Чтобы понять применение закона и разобраться в нем, приходится учиться на чужих ошибках. По словам Ирины Гагариной, все акты проверок выкладываются на официальном сайте Курганского УФАС. Это своего рода база для обучения.
– На официальных мероприятиях я говорю: господа, есть сайт УФАС России, мы выкладываем туда абсолютно все. Хотите учиться – изучайте практику Курганского УФАС, Челябинского УФАС, где очень много жалоб, Свердловского УФАС. Это очень сильные территориальные органы, в чьих базах находится огромный объем решений, – посоветовала Гагарина.
Контрактная система ужесточила для заказчиков условия работы, теперь они должны согласовать с ФАС заключение контракта, чего не было раньше.
Новизна контрактной системы в наличии большего количества органов контроля. Это и плюс, и одновременно минус нового закона. Если раньше ФАС по поступившей жалобе проверяла всю документацию от начала до конца, то сейчас контрольные функции службы разрываются там, где появляются полномочия других органов. Ведомство, что называется, «перешагивает и идет дальше».
– Появились новые органы внешнего контроля – Росфиннадзор, Счетная палата, Федеральное казначейство, – отмечает Ирина Гагарина. – Но если мы перешагнули в новый закон и работаем дальше, то данные ведомства такими функциями никогда не обладали, у них регламентов нет. Я на своем уровне в Курганской области приняла решения собрать данные ведомства на круглый стол в понедельник. Мне бы хотелось пообщаться с коллегами из смежных с нами контролирующих органов и спросить, а они-то как видят эту ситуацию и что собираются делать.
Опять же, № 44-ФЗ пытается решить проблему своего предшественника в части недобросовестности предпринимателей. Зачастую такие участники предоставляют недостоверную информацию, выполняют работы, не соответствующие смете, поставляют некачественные товары.
Контрактная система установила более жесткие требования к поставщикам. Сотрудник, подписывающий контракт, обязан предоставить все документы о том, что он наделен полномочиями именно на подписание контракта. Потому что в суде бывает сложно доказать, что конкретное лицо вступило в правоотношения. Еще одно требование – отсутствие судимости у главного бухгалтера участника.
Появилось понятие отсутствия конфликта интересов заказчика. Кумовство в госзакупках пресекается на корню. В применении № 94-ФЗ случаев о родстве представителей компаний-участников и чиновников было немало.
Контрактная система создает единую информационную систему. Это позволит сделать госзакупки абсолютно прозрачными и открытыми.
– Есть сайт zakupki.gov.ru, я считаю, что это своего рода прорыв. Но наше государство идет дальше и создает глобальную базу, где будут отмечаться все действия заказчика от планирования и до приемки выполненных работ. Все это будет высвечиваться в данной базе. К тому же она будет пополняться типовыми договорами, инструкциями, что позволит и заказчикам более грамотно работать на примере других, не нужно будет велосипед изобретать. То же касается и участников.
Также новый закон прямо говорит, что заказчик должен обеспечить работу в контрактной системе на профессиональном уровне. Каждое учреждение и ведомство обязано иметь контрактную службу или контрактного управляющего в штате с высшим профессиональным образованием и дополнительным образованием в сфере закупок, при этом он должен постоянно повышать свою квалификацию.
Кроме того, у заказчиков появился выбор, они свободны выбрать любую удобную для них процедуру.
Новое всегда вызывает недоверие и даже испуг. Узнав о введении контрактной системы, заказчики повально в конце года провели закупки по старому закону, чтобы не ломать голову. Старый закон о госзакупках применялся до середины февраля 2014 года.
– К нам приходили жалобы, мы их рассматривали и отменяли закупки. Были слезы. Заказчики говорили: «Теперь нам придется по № 44-ФЗ проводить закупки, а мы не знаем, как это делается», – рассказывает чиновница.
Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться Курганскому УФАС, в ведомстве настроены позитивно. Сам по себе закон не так уж плох, он поможет справиться с теми пробелами, которые не регламентировал старый закон. Ведь, отметим, появление контрактной системы обусловлено объективными причинами: неполнота правового регулирования процесса закупок; отсутствие контроля планов закупок, открывающее возможности для осуществления закупок, не отвечающих интересам общества и государства; отсутствие ответственности заказчика за результат; неприспособленность действующего законодательства для проведения конкурентных процедур в области науки и культуры; увеличение количества контрактов, заключенных с единственным поставщиком; демпинг и незащищенность заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Полина Меньшова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Банде наркоторговцев в Екатеринбурге раздали сроки отсидки
Понедельник, 25 ноября, 22.08
На крупный штраф нарвался «Водоканал-НТ» за загрязнение рек Тагил и Исток
Понедельник, 25 ноября, 21.23
Через несколько дней екатеринбуржцы обсудят проект Основинского парка
Понедельник, 25 ноября, 19.51