«Рассчитывайте на свои возможности». Бюджет Зауралья прошел публичные слушания
На какие средства Курганская область будет жить ближайшие три года и на что потратит «кровные»?
06.11.2014
В стенах зауральского правительства 6 ноября прошли публичные слушания по проекту областного бюджета на ближайшие три года. Как и в прошлом году, он получился непростым, однако, по заверениям финансистов, сбалансированным, несмотря то что дефицит перевалил за 4 миллиарда рублей, а госдолг – за 7 миллиардов.
Итак, начнем с сухих цифр. Доходы региональной казны в 2015 году прогнозируются в размере 31 млрд 888 млн рублей. Расходы составят 35 млрд 947 млн рублей. Дефицит бюджета – 4 млрд 59 млн рублей.
Планы на 2016 год выглядят немного скромнее: доходы ожидаются в размере 27 млрд рублей, расходы – 31,1 млрд рублей, дефицит – более 4 млрд рублей. В 2017 году доходы прогнозируются в размере 27,5 млрд рублей, расходы – 31,4 млрд рублей, дефицит – 3,9 млрд рублей.
На что и как будет жить область в будущем году? По словам докладчика, начальника финансового управления Руслана Пустозерова, проект бюджета сформирован на основе 43 государственных программ, на реализацию которых направят почти 98% расходов областной казны.
Защищенными статьями остаются заработная плата, социальные выплаты, медицинское страхование неработающего населения, обслуживание госдолга, строительство и ремонт дорог (2,8 млрд рублей), оказание помощи муниципальным образованиям (12,6 млрд). Всего на эти статьи предусмотрено 31 млрд 600 млн, все остальные расходы (4,3 млрд рублей) могут быть профинансированы при условии опережающего роста других доходных источников, продажи имущества, а также сокращения расходов.
По словам Руслана Пустозерова, увеличение расходов на оплату труда составит 1 млрд 200 млн. В связи с увеличением с 1 января минимального размера оплаты труда сумма дополнительных расходов составит 243 млн рублей. Кроме того, на открытие детских садов и филиалов МФЦ дополнительно потребуется 354 млн рублей, на реализацию указов президента РФ – 563 млн рублей.
По поручению губернатора увеличены расходы на организацию спортивных мероприятий в три раза (с 16 млн до 48 млн рублей). Расходы на инвестиционные программы составят 2 млрд рублей, из которых более 50% направят на объекты муниципальной собственности. Субсидирование процентных ставок по ипотечному кредитованию составит 320 млн рублей. Господдержка сельского хозяйства будет увеличена в 1,5 раза, до 591 млн рублей. На финансирование социально-культурной сферы планируется направить 20 млрд 472 млн рублей, это 66,7% от общего объема расходов, без учета средств федерального бюджета и инвестиций.
Собственные доходы региона ожидаются в сумме 20 млрд 444 млн рублей. Без учета программы приватизации они составят 15 млрд 674 млн рублей.
Первый источник доходов – налоги. Власти планируют получить 4 млрд рублей от налогов на прибыль, 6 млрд рублей – НДФЛ, 1 млрд 700 млн рублей – от налога на имущество, 2 млрд рублей – акцизов. Если по первому источнику финансисты предусмотрели небольшой рост, то по акцизам стоит ожидать снижения. Вместе с тем из федерального бюджета предусмотрена компенсация выпадающих доходов по акцизам, а также выделение иных межбюджетных трансфертов на дорожную деятельность; эта сумма составит 632 млн рублей. С учетом этого дорожный фонд области сформирован в объеме 2 млрд 800 млн рублей, это на 200 млн рублей больше, чем планировалось изначально.
Второй источник – безвозмездные поступления из федерального бюджета. Они ожидаются в размере 11 млрд 444 млн рублей (снижение на 2 млрд). Дотации в 2015 году будут снижены на 1 млрд 300 млн рублей, и их общая сумма составит 7 млрд 739 млн рублей. На будущее Пустозеров предупредил, что планируется ежегодное снижение дотаций на 8%. Субсидии, субвенции и поступления из Фонда реформирования ЖКХ составят 3 млрд 705 млн рублей.
Для обеспечения сбалансированности бюджета регион вынужден максимально расширить программу приватизации госимущества и включить в нее все непрофильное имущество, продажу акций организаций и то имущество, которое не продали в 2014 году. Список предприятий не известен, но, по словам Пустозерова, власти постарались исключить приватизацию социальных объектов. В частности, от продажи спасли КВЦ.
Кроме того, для исполнения расходных обязательств предусмотрено привлечение кредитов в объеме 3 млрд 100 млн рублей.
Местным бюджетам предусмотрены трансферты в размере 13 млрд 619 млн, это почти 40% от общей суммы расходов бюджета. Будут увеличены дотации муниципальным образованиям на 200 млн рублей. Также с областного уровня передадут МО 5% налога на НДФЛ, а это порядка 110 млн рублей дополнительно.
На исполнение государственных полномочий предусмотрено 7 млрд рублей. Софинансирование расходов местного значения составит 3 млрд 147 млн рублей. Основные направления: дорожная деятельность – 900 млн рублей, капитальный ремонт и переселение граждан из аварийного жилья – почти 1 млрд рублей, питание учащихся – 105 млн рублей, отдых детей – 91 млн рублей, обеспечение жильем молодых семей – 50 млн рублей и др.
В конце Руслан Пустозеров подчеркнул: «Бюджет получился напряженный, но сбалансированный». В ходе слушаний докладчик не упомянул о долгах. Видимо, чтобы не провоцировать слушателей на неприятный разговор. Между тем наблюдатели отмечают, что если ситуация не изменится и регион не начнет зарабатывать деньги, то над областью может нависнуть реальная угроза банкротства. По информации Руслана Пустозерова, озвученной на заседании депутатских комитетов в конце октября, долги региона к концу году составят 7 млрд 700 млн рублей. «Это 50% от наших доходов, – уточнил тогда он. – В ближайшей перспективе они будут расти на 3 млрд в год. Пока такая ситуация складывается, и мы ее исправить не можем».
На последнем заседании зауральского парламента данный проект бюджета прошел первое чтение, но не без скрипа. Коммунисты бойкотировали проект, заявив: «Мы вынуждены считаться с тем, что нам дадут, а что не дадут. Я с уважением отношусь к нашим финансистам, потому что им приходится работать в тяжелейших условиях, но данный бюджет мы поддержать не можем».
В ходе обсуждения бюджета на публичных слушаниях вопросов было мало. В основном активность проявляли коммунисты и профсоюзники. Муниципалы же просили денег, хотя вернее было бы сказать, что требовали.
«Сегодня известно, что отмечается высокий рост доллара и падение рубля, а ведь медицинскую технику и препараты мы покупаем в основном за рубежом. Сумеем ли мы удержать ситуацию под контролем?» – поинтересовался коммунист Юрий Набатников.
Руслан Пустозеров его успокоил, что сможем, так как основным поставщиком лекарств является зауральское предприятие – ОАО «Курганфармация». «Мы ведем диалог с ОАО, чтобы они цены не повышали на следующий год», – уточнил он.
Лидер регионального отделения КПРФ Василий Кислицын спросил, как финансисты планируют расширять доходную базу бюджета. Судя по ответу докладчика, здесь они возлагают надежды на инвестпроекты, которые власти планируют реализовать на территории региона. Напомним, самый масштабный из них – строительство логистических центров. «Они в перспективе будут давать доходы в любом случае, но понятно, что отдача будет не завтра», – ответил Руслан Пустозеров.
Глава города Щучье Владимир Тамахин вступил в настоящую перепалку с начальником областного финансового управления. «Город участвует в программе по переселению граждан из аварийного жилья, так? Город должен выделить более 7 млн рублей на эту программу. Денег в бюджете нет! Вы предлагаете нам отказаться от нее?» – спросил разгоряченный мэр.
«Я вам ничего не предлагаю. Рассчитывайте на свои возможности», – бросил ему в ответ Пустозеров.
«А нет возможностей, у меня все возможности забрали!» – смеясь, ответил ему Владимир Тамахин. Перепалку пришлось остановить спикерам. Сошлись на том, что проблемы данного города рассмотрят «в рабочем порядке».
Некоторые главы районов, посчитав свои бюджеты, прослезились. Есть районы, которые уходят в большой минус. Пустозеров успокоил, сказав, что в областной казне зарезервированы 200 млн рублей дотаций специально для таких случаев. «Коллеги, мы будем мониторить ситуацию с вашими доходами и распределять эти деньги в течение года», – пояснил он.
Один из глав сельсоветов области вырвался к трибуне и заявил о жалком существовании деревни. «У нас нет средств, чтобы поддерживать жизнедеятельность села, потому что нет базовых предприятий. Прекратите выкачивать деньги из села, оставьте нам наши доходы. Оставьте деньги в советах полностью», – просил он.
Далее выступил председатель Федерации профсоюзов Курганской области Владимир Андрейченко: «Федерация рассмотрела проект, и мы его одобрили. Есть ряд положительных тенденций, например, сохранены меры соцподдержки, ипотека для молодежи, увеличены расходы на развитие культуры, спорта, строительство дорог. Но вместе с тем обращаю внимание на то, что снижены расходы на реализацию ряда государственных программ, что может повлечь невыполнение намеченных целей программ и обязательств трехстороннего соглашения».
По его словам, снижены расходы на организацию отдыха и оздоровления детей на 14,6%, на развитие жилищного строительства по программе обеспечения жильем молодых семей – на 85 млн рублей, на 22 млн рублей уменьшилось финансирование капитального ремонта домов. На устойчивое развитие сельских территорий по программе улучшения жилищных условий в селе для молодых семей и специалистов снизили финансирование на 30%. Также члены Федерации профсоюзов не увидели в проекте льгот на билеты в театры и музеи для студентов и учащихся. «Возникает вопрос: почему цели ставим одни, а деньги предусматриваем другие?» – спросил Андрейченко.
Отметим, что бюджет сохраняет социальную направленность. В конце слушатели напомнили, что без решения экономических вопросов поддерживать «социалку» станет невозможно, так как денег попросту не будет. А из проекта ясно, что пока власти надеются на реализацию инвестпроектов. Учитывая, что специалисты в последние месяцы отмечают снижение активности инвесторов и вливания инвестиций в регионы, то может быть разыгран не совсем удачный сценарий для области.
На ближайшем заседании областного парламента депутаты рассмотрят проект бюджета во втором чтении.
Итак, начнем с сухих цифр. Доходы региональной казны в 2015 году прогнозируются в размере 31 млрд 888 млн рублей. Расходы составят 35 млрд 947 млн рублей. Дефицит бюджета – 4 млрд 59 млн рублей.
Планы на 2016 год выглядят немного скромнее: доходы ожидаются в размере 27 млрд рублей, расходы – 31,1 млрд рублей, дефицит – более 4 млрд рублей. В 2017 году доходы прогнозируются в размере 27,5 млрд рублей, расходы – 31,4 млрд рублей, дефицит – 3,9 млрд рублей.
На что и как будет жить область в будущем году? По словам докладчика, начальника финансового управления Руслана Пустозерова, проект бюджета сформирован на основе 43 государственных программ, на реализацию которых направят почти 98% расходов областной казны.
Защищенными статьями остаются заработная плата, социальные выплаты, медицинское страхование неработающего населения, обслуживание госдолга, строительство и ремонт дорог (2,8 млрд рублей), оказание помощи муниципальным образованиям (12,6 млрд). Всего на эти статьи предусмотрено 31 млрд 600 млн, все остальные расходы (4,3 млрд рублей) могут быть профинансированы при условии опережающего роста других доходных источников, продажи имущества, а также сокращения расходов.
По словам Руслана Пустозерова, увеличение расходов на оплату труда составит 1 млрд 200 млн. В связи с увеличением с 1 января минимального размера оплаты труда сумма дополнительных расходов составит 243 млн рублей. Кроме того, на открытие детских садов и филиалов МФЦ дополнительно потребуется 354 млн рублей, на реализацию указов президента РФ – 563 млн рублей.
По поручению губернатора увеличены расходы на организацию спортивных мероприятий в три раза (с 16 млн до 48 млн рублей). Расходы на инвестиционные программы составят 2 млрд рублей, из которых более 50% направят на объекты муниципальной собственности. Субсидирование процентных ставок по ипотечному кредитованию составит 320 млн рублей. Господдержка сельского хозяйства будет увеличена в 1,5 раза, до 591 млн рублей. На финансирование социально-культурной сферы планируется направить 20 млрд 472 млн рублей, это 66,7% от общего объема расходов, без учета средств федерального бюджета и инвестиций.
Собственные доходы региона ожидаются в сумме 20 млрд 444 млн рублей. Без учета программы приватизации они составят 15 млрд 674 млн рублей.
Первый источник доходов – налоги. Власти планируют получить 4 млрд рублей от налогов на прибыль, 6 млрд рублей – НДФЛ, 1 млрд 700 млн рублей – от налога на имущество, 2 млрд рублей – акцизов. Если по первому источнику финансисты предусмотрели небольшой рост, то по акцизам стоит ожидать снижения. Вместе с тем из федерального бюджета предусмотрена компенсация выпадающих доходов по акцизам, а также выделение иных межбюджетных трансфертов на дорожную деятельность; эта сумма составит 632 млн рублей. С учетом этого дорожный фонд области сформирован в объеме 2 млрд 800 млн рублей, это на 200 млн рублей больше, чем планировалось изначально.
Второй источник – безвозмездные поступления из федерального бюджета. Они ожидаются в размере 11 млрд 444 млн рублей (снижение на 2 млрд). Дотации в 2015 году будут снижены на 1 млрд 300 млн рублей, и их общая сумма составит 7 млрд 739 млн рублей. На будущее Пустозеров предупредил, что планируется ежегодное снижение дотаций на 8%. Субсидии, субвенции и поступления из Фонда реформирования ЖКХ составят 3 млрд 705 млн рублей.
Для обеспечения сбалансированности бюджета регион вынужден максимально расширить программу приватизации госимущества и включить в нее все непрофильное имущество, продажу акций организаций и то имущество, которое не продали в 2014 году. Список предприятий не известен, но, по словам Пустозерова, власти постарались исключить приватизацию социальных объектов. В частности, от продажи спасли КВЦ.
Кроме того, для исполнения расходных обязательств предусмотрено привлечение кредитов в объеме 3 млрд 100 млн рублей.
Местным бюджетам предусмотрены трансферты в размере 13 млрд 619 млн, это почти 40% от общей суммы расходов бюджета. Будут увеличены дотации муниципальным образованиям на 200 млн рублей. Также с областного уровня передадут МО 5% налога на НДФЛ, а это порядка 110 млн рублей дополнительно.
На исполнение государственных полномочий предусмотрено 7 млрд рублей. Софинансирование расходов местного значения составит 3 млрд 147 млн рублей. Основные направления: дорожная деятельность – 900 млн рублей, капитальный ремонт и переселение граждан из аварийного жилья – почти 1 млрд рублей, питание учащихся – 105 млн рублей, отдых детей – 91 млн рублей, обеспечение жильем молодых семей – 50 млн рублей и др.
В конце Руслан Пустозеров подчеркнул: «Бюджет получился напряженный, но сбалансированный». В ходе слушаний докладчик не упомянул о долгах. Видимо, чтобы не провоцировать слушателей на неприятный разговор. Между тем наблюдатели отмечают, что если ситуация не изменится и регион не начнет зарабатывать деньги, то над областью может нависнуть реальная угроза банкротства. По информации Руслана Пустозерова, озвученной на заседании депутатских комитетов в конце октября, долги региона к концу году составят 7 млрд 700 млн рублей. «Это 50% от наших доходов, – уточнил тогда он. – В ближайшей перспективе они будут расти на 3 млрд в год. Пока такая ситуация складывается, и мы ее исправить не можем».
На последнем заседании зауральского парламента данный проект бюджета прошел первое чтение, но не без скрипа. Коммунисты бойкотировали проект, заявив: «Мы вынуждены считаться с тем, что нам дадут, а что не дадут. Я с уважением отношусь к нашим финансистам, потому что им приходится работать в тяжелейших условиях, но данный бюджет мы поддержать не можем».
В ходе обсуждения бюджета на публичных слушаниях вопросов было мало. В основном активность проявляли коммунисты и профсоюзники. Муниципалы же просили денег, хотя вернее было бы сказать, что требовали.
«Сегодня известно, что отмечается высокий рост доллара и падение рубля, а ведь медицинскую технику и препараты мы покупаем в основном за рубежом. Сумеем ли мы удержать ситуацию под контролем?» – поинтересовался коммунист Юрий Набатников.
Руслан Пустозеров его успокоил, что сможем, так как основным поставщиком лекарств является зауральское предприятие – ОАО «Курганфармация». «Мы ведем диалог с ОАО, чтобы они цены не повышали на следующий год», – уточнил он.
Лидер регионального отделения КПРФ Василий Кислицын спросил, как финансисты планируют расширять доходную базу бюджета. Судя по ответу докладчика, здесь они возлагают надежды на инвестпроекты, которые власти планируют реализовать на территории региона. Напомним, самый масштабный из них – строительство логистических центров. «Они в перспективе будут давать доходы в любом случае, но понятно, что отдача будет не завтра», – ответил Руслан Пустозеров.
Глава города Щучье Владимир Тамахин вступил в настоящую перепалку с начальником областного финансового управления. «Город участвует в программе по переселению граждан из аварийного жилья, так? Город должен выделить более 7 млн рублей на эту программу. Денег в бюджете нет! Вы предлагаете нам отказаться от нее?» – спросил разгоряченный мэр.
«Я вам ничего не предлагаю. Рассчитывайте на свои возможности», – бросил ему в ответ Пустозеров.
«А нет возможностей, у меня все возможности забрали!» – смеясь, ответил ему Владимир Тамахин. Перепалку пришлось остановить спикерам. Сошлись на том, что проблемы данного города рассмотрят «в рабочем порядке».
Некоторые главы районов, посчитав свои бюджеты, прослезились. Есть районы, которые уходят в большой минус. Пустозеров успокоил, сказав, что в областной казне зарезервированы 200 млн рублей дотаций специально для таких случаев. «Коллеги, мы будем мониторить ситуацию с вашими доходами и распределять эти деньги в течение года», – пояснил он.
Один из глав сельсоветов области вырвался к трибуне и заявил о жалком существовании деревни. «У нас нет средств, чтобы поддерживать жизнедеятельность села, потому что нет базовых предприятий. Прекратите выкачивать деньги из села, оставьте нам наши доходы. Оставьте деньги в советах полностью», – просил он.
Далее выступил председатель Федерации профсоюзов Курганской области Владимир Андрейченко: «Федерация рассмотрела проект, и мы его одобрили. Есть ряд положительных тенденций, например, сохранены меры соцподдержки, ипотека для молодежи, увеличены расходы на развитие культуры, спорта, строительство дорог. Но вместе с тем обращаю внимание на то, что снижены расходы на реализацию ряда государственных программ, что может повлечь невыполнение намеченных целей программ и обязательств трехстороннего соглашения».
По его словам, снижены расходы на организацию отдыха и оздоровления детей на 14,6%, на развитие жилищного строительства по программе обеспечения жильем молодых семей – на 85 млн рублей, на 22 млн рублей уменьшилось финансирование капитального ремонта домов. На устойчивое развитие сельских территорий по программе улучшения жилищных условий в селе для молодых семей и специалистов снизили финансирование на 30%. Также члены Федерации профсоюзов не увидели в проекте льгот на билеты в театры и музеи для студентов и учащихся. «Возникает вопрос: почему цели ставим одни, а деньги предусматриваем другие?» – спросил Андрейченко.
Отметим, что бюджет сохраняет социальную направленность. В конце слушатели напомнили, что без решения экономических вопросов поддерживать «социалку» станет невозможно, так как денег попросту не будет. А из проекта ясно, что пока власти надеются на реализацию инвестпроектов. Учитывая, что специалисты в последние месяцы отмечают снижение активности инвесторов и вливания инвестиций в регионы, то может быть разыгран не совсем удачный сценарий для области.
На ближайшем заседании областного парламента депутаты рассмотрят проект бюджета во втором чтении.
Полина Меньшова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Екатеринбургом открыли памятник следователю, который вел дело об убийстве семьи Романовых
Воскресенье, 24 ноября, 19.29
В Екатеринбурге появился мамонтёнок, плывущий на льдине в поисках мамы
Воскресенье, 24 ноября, 18.51
В Екатеринбурге предъявлено обвинение в убийстве возле дома на улице Тверитина
Воскресенье, 24 ноября, 18.05