Сенатор Лисовский оценил сегодняшнее импортозамещение как «суррогатное»
Без полного «обрусения» производства и контроля торговых сетей, по его словам, желаемого не добиться
20.02.2015
Представитель Курганской областной Думы в Совете Федерации, первый вице-спикер комитета по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергей Лисовский 17 февраля провел в Зауралье пресс-конференцию. Сенатор поговорил с журналистами о проблемах в импортозамещении, снова клеймил торговые сети и предлагал наложить антикризисные налоги на корпорации нефтегазовой сферы. Кроме того, он требует вернуть государству жесткие регулирующие функции и напомнил о «сталинских пятилетках».
Импортозамещение прописано красной строкой в региональной антикризисной программе. Зауральская программа практически полностью ориентирована на федеральную. Но, по мнению сенатора, программа Правительства РФ не имеет четкой стратегии.
– Понятно, что надо решать текущие задачи, но хотелось бы видеть стратегию. Не надо твердить о том, что происходит, надо говорить о том, как это изменить. Стратегические направления деятельности, мне кажется, пока не сформированы, – отметил он.
Сенатор считает, это результат отсутствия в чиновничьей среде людей, способных принимать яркие и даже агрессивные решения, имеющих волю и желание взять на себя ответственность. «Вот когда настоящие боевые генералы придут, будем выигрывать», – добавил он.
Итак, одна из антикризисных мер – импортозамещение. Но на пути ее реализации есть препятствие, которое не преодолеть за короткий период времени и без серьезных затрат. Дело в том, что полностью или частично технологии производства и техника на многих российских предприятиях зарубежные.
– Прежде чем активно заниматься импортозамещением товаров, надо сначала произвести импортозамещение средств производства. Мы можем на импортных станках производить российскую продукцию, но это какое-то суррогатное импортозамещение получится. В идеале необходимо перейти на то, с чего начинались первые «сталинские пятилетки», то есть на индустриализацию и развитие собственных средств производства. Это базис любой экономики, – заявил журналистам сенатор.
Отсутствие собственных технологий и средств производства нивелирует положительный эффект от российских антисанкций.
– Эффект был, когда отмечался рост потребления наших товаров, улучшился доступ российских сельхозпроизводителей на полки торговых сетей, – пояснил Лисовский. – Но сейчас происходит другое – начинает расти себестоимость российских товаров, потому что мы завязаны на импортных технологиях производства, импортных комплектующих. Корма для скота и птицы, «генетика» в животноводстве и растениеводстве преимущественно импортные.
При этом рост себестоимости привел к ограничению потребления товаров. Например, на данный момент произошло снижение потребления российского мяса. Сенатор считает, что это процесс временный.
По словам Лисовского, на сегодня в мясной группе практически на 100% произошло импортозамещение. Снижение потребления и изменение курса рубля сделали импортное мясо практически невъездным в Россию по экономическим соображениям.
– Наши друзья из Юго-Восточной Азии и Южной Америки поступили не по-братски, подняли цены на мясо для России в два раза, – говорит Лисовский. – Но сейчас импортное мясо из-за высокой цены становится неконкурентоспособным. Сейчас они снизили цены до уровня, который был до введения европейских санкций, но это не помогает из-за курса валют.
Провести импортозамещение плодоовощной продукции будет сложнее. По словам сенатора, эта сфера АПК в последнее время получала низкое финансирование. Финансирование программ поддержки в последние два года было резко снижено. Например, программа по выкорчевке садов уменьшена в шесть раз. Это обрезало инвестиции в российское садоводство. Развитию данной группы мешают и крупные импортные поставки.
Однако спикер выразил большую надежду на текущий год, который может дать некий рост объемов производства фруктов и овощей в стране.
– Мы рассчитываем на Крым и южные регионы. В частности, Крым может дать существенный прирост, он уже имеет рост в два раза по зерну за счет внедрения современных сельхозтехнологий и техники. Думаю, к осени будем иметь результат по плодоовощной продукции, но он не будет таким ярким, как по мясу, – считает он.
Как отметил сенатор, Курганская область получила больше 200 млн рублей на поддержку растениеводства, активно идет компенсирование потерь прошлогоднего урожая. Ситуация в плане финансирования АПК в этом году в регионе будет лучше, чем в минувшем. Областное правительство ведет большую работу в этом направлении.
Еще одной серьезный проблемой для импортозамещения могут стать высокие цены на товары. Ряд регионов ввели потолок для наценок. В феврале губернатор Курганской области подписал распоряжение об установлении предельных торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары. Данный документ введен для стабилизации цен на территории области. Власти рекомендуют бизнесу установить предельную наценку не более 15% к отпускным и оптовым ценам от производителей и поставщиков продуктов питания. Однако прямых рычагов влияния это постановление не имеет.
– Мы в свое время перепутали два понятия: государственное регулирование и участие государства в бизнес-проектах, – заявил сенатор. – Наши либеральные экономисты эти два понятия перемешали, в результате доля участия госчиновников в бизнес-проектах увеличивается, а реальное госрегулирование, установление правил работы в экономической, политической и общественной сферах сокращается. Дошли до того, что сейчас чиновники, руководители регионов не имеют реальных правовых рычагов регулирования цен. Да, есть команда, чтобы их регулировать, а юридических оснований нет. Нет инструментария юридического, его надо возрождать.
Сенатор предлагает ограничить участие государства в бизнес-проектах и взять курс на усиление регулирующей роли государства. Оно должно влиять на экономику. По мнению Лисовского, торговые сети активно пользуются отсутствием подобного государственного контроля.
– Я ничего не имею против сетей, – поспешно добавил Лисовский, известный своими критическими заявлениями по отношению к торговым сетям. – Но мы их «распустили». Зачем им самим себя ограничивать в получении прибыли? Наши горе-либералы заявляли, что высшая цель любой экономики – это максимальное достижение прибыли. Вот мы и получили алчные компании, которые максимально используют слабость регулирующих функций государства для извлечения максимальной прибыли. Это мы видим не только в торговых сетях.
По мнению сенатора, государственную узду не мешало бы накинуть и на энергетиков и нефтегазовый комплекс.
– Они наложили оброк на всю нацию. Мы никак не можем повлиять на стоимость бензина, услуг ЖКХ. Нефтяники – священная корова, которую у нас никто не трогает. Почему у нас такие высокие цены на ГСМ, понять можно, но ожидать снижения вряд ли приходится. Я считаю, что нефтяники, энергетики и газовики достаточно пожировали последние 10 лет. Я бы их обложил серьезным антикризисным налогом. Возможно, мы к этому придем, уже слышны такие заявления, – заявил Лисовский.
На данный момент сенатор и депутат Госдумы РФ Ирина Яровая разрабатывают законопроект о торговой надбавке. Он призван стимулировать сети не завышать максимально цены, а брать качественный товар и за счет повышения оборота потребления получать прибыль.
– Мы не хотим ограничивать возможность получения дохода сетей, а желаем, чтобы им было выгодно иначе зарабатывать, не обирая нас. Сети вместе с нами должны стимулировать объем производства и потребления, это единственный путь движения вперед, – разъяснил он.
Кроме того, Лисовский упомянул о работе над еще одним законопроектом, связанным с сетевиками. По его словам, в последнее время выявилась настораживающая тенденция – сети стали играть роль крупных импортеров. Они закупают продукцию за рубежом напрямую, а российский производитель выпадает из торговой цепочки. По словам сенатора, они таким образом скрывают собственные доходы и свои наценки, так как поставки зачастую идут через офшорные компании, проконтролировать реальные наценки в данном случае невозможно. Кроме того, на прилавок может попасть фальсификат или товар плохого качества. Поставки идут через прибалтийские страны, где обосновались компании, которые собирают сомнительные товары со всей Европы, формируют единую партию и уже с другими документами, зачастую фальшивыми, ввозят ее в Россию.
– Эту ситуацию во всем мире регулируют на государственном уровне. Торговым сетям запрещено заниматься прямым импортом, они должны заниматься торговлей. В нашей стране эта проблема вышла из-под контроля, так как мы максимально ограничили регулирующую роль государства, чем сети и воспользовались. Сейчас рассматривается вопрос о запрете сетям заниматься импортом.
Импортозамещение прописано красной строкой в региональной антикризисной программе. Зауральская программа практически полностью ориентирована на федеральную. Но, по мнению сенатора, программа Правительства РФ не имеет четкой стратегии.
– Понятно, что надо решать текущие задачи, но хотелось бы видеть стратегию. Не надо твердить о том, что происходит, надо говорить о том, как это изменить. Стратегические направления деятельности, мне кажется, пока не сформированы, – отметил он.
Сенатор считает, это результат отсутствия в чиновничьей среде людей, способных принимать яркие и даже агрессивные решения, имеющих волю и желание взять на себя ответственность. «Вот когда настоящие боевые генералы придут, будем выигрывать», – добавил он.
Итак, одна из антикризисных мер – импортозамещение. Но на пути ее реализации есть препятствие, которое не преодолеть за короткий период времени и без серьезных затрат. Дело в том, что полностью или частично технологии производства и техника на многих российских предприятиях зарубежные.
– Прежде чем активно заниматься импортозамещением товаров, надо сначала произвести импортозамещение средств производства. Мы можем на импортных станках производить российскую продукцию, но это какое-то суррогатное импортозамещение получится. В идеале необходимо перейти на то, с чего начинались первые «сталинские пятилетки», то есть на индустриализацию и развитие собственных средств производства. Это базис любой экономики, – заявил журналистам сенатор.
Отсутствие собственных технологий и средств производства нивелирует положительный эффект от российских антисанкций.
– Эффект был, когда отмечался рост потребления наших товаров, улучшился доступ российских сельхозпроизводителей на полки торговых сетей, – пояснил Лисовский. – Но сейчас происходит другое – начинает расти себестоимость российских товаров, потому что мы завязаны на импортных технологиях производства, импортных комплектующих. Корма для скота и птицы, «генетика» в животноводстве и растениеводстве преимущественно импортные.
При этом рост себестоимости привел к ограничению потребления товаров. Например, на данный момент произошло снижение потребления российского мяса. Сенатор считает, что это процесс временный.
По словам Лисовского, на сегодня в мясной группе практически на 100% произошло импортозамещение. Снижение потребления и изменение курса рубля сделали импортное мясо практически невъездным в Россию по экономическим соображениям.
– Наши друзья из Юго-Восточной Азии и Южной Америки поступили не по-братски, подняли цены на мясо для России в два раза, – говорит Лисовский. – Но сейчас импортное мясо из-за высокой цены становится неконкурентоспособным. Сейчас они снизили цены до уровня, который был до введения европейских санкций, но это не помогает из-за курса валют.
Провести импортозамещение плодоовощной продукции будет сложнее. По словам сенатора, эта сфера АПК в последнее время получала низкое финансирование. Финансирование программ поддержки в последние два года было резко снижено. Например, программа по выкорчевке садов уменьшена в шесть раз. Это обрезало инвестиции в российское садоводство. Развитию данной группы мешают и крупные импортные поставки.
Однако спикер выразил большую надежду на текущий год, который может дать некий рост объемов производства фруктов и овощей в стране.
– Мы рассчитываем на Крым и южные регионы. В частности, Крым может дать существенный прирост, он уже имеет рост в два раза по зерну за счет внедрения современных сельхозтехнологий и техники. Думаю, к осени будем иметь результат по плодоовощной продукции, но он не будет таким ярким, как по мясу, – считает он.
Как отметил сенатор, Курганская область получила больше 200 млн рублей на поддержку растениеводства, активно идет компенсирование потерь прошлогоднего урожая. Ситуация в плане финансирования АПК в этом году в регионе будет лучше, чем в минувшем. Областное правительство ведет большую работу в этом направлении.
Еще одной серьезный проблемой для импортозамещения могут стать высокие цены на товары. Ряд регионов ввели потолок для наценок. В феврале губернатор Курганской области подписал распоряжение об установлении предельных торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары. Данный документ введен для стабилизации цен на территории области. Власти рекомендуют бизнесу установить предельную наценку не более 15% к отпускным и оптовым ценам от производителей и поставщиков продуктов питания. Однако прямых рычагов влияния это постановление не имеет.
– Мы в свое время перепутали два понятия: государственное регулирование и участие государства в бизнес-проектах, – заявил сенатор. – Наши либеральные экономисты эти два понятия перемешали, в результате доля участия госчиновников в бизнес-проектах увеличивается, а реальное госрегулирование, установление правил работы в экономической, политической и общественной сферах сокращается. Дошли до того, что сейчас чиновники, руководители регионов не имеют реальных правовых рычагов регулирования цен. Да, есть команда, чтобы их регулировать, а юридических оснований нет. Нет инструментария юридического, его надо возрождать.
Сенатор предлагает ограничить участие государства в бизнес-проектах и взять курс на усиление регулирующей роли государства. Оно должно влиять на экономику. По мнению Лисовского, торговые сети активно пользуются отсутствием подобного государственного контроля.
– Я ничего не имею против сетей, – поспешно добавил Лисовский, известный своими критическими заявлениями по отношению к торговым сетям. – Но мы их «распустили». Зачем им самим себя ограничивать в получении прибыли? Наши горе-либералы заявляли, что высшая цель любой экономики – это максимальное достижение прибыли. Вот мы и получили алчные компании, которые максимально используют слабость регулирующих функций государства для извлечения максимальной прибыли. Это мы видим не только в торговых сетях.
По мнению сенатора, государственную узду не мешало бы накинуть и на энергетиков и нефтегазовый комплекс.
– Они наложили оброк на всю нацию. Мы никак не можем повлиять на стоимость бензина, услуг ЖКХ. Нефтяники – священная корова, которую у нас никто не трогает. Почему у нас такие высокие цены на ГСМ, понять можно, но ожидать снижения вряд ли приходится. Я считаю, что нефтяники, энергетики и газовики достаточно пожировали последние 10 лет. Я бы их обложил серьезным антикризисным налогом. Возможно, мы к этому придем, уже слышны такие заявления, – заявил Лисовский.
На данный момент сенатор и депутат Госдумы РФ Ирина Яровая разрабатывают законопроект о торговой надбавке. Он призван стимулировать сети не завышать максимально цены, а брать качественный товар и за счет повышения оборота потребления получать прибыль.
– Мы не хотим ограничивать возможность получения дохода сетей, а желаем, чтобы им было выгодно иначе зарабатывать, не обирая нас. Сети вместе с нами должны стимулировать объем производства и потребления, это единственный путь движения вперед, – разъяснил он.
Кроме того, Лисовский упомянул о работе над еще одним законопроектом, связанным с сетевиками. По его словам, в последнее время выявилась настораживающая тенденция – сети стали играть роль крупных импортеров. Они закупают продукцию за рубежом напрямую, а российский производитель выпадает из торговой цепочки. По словам сенатора, они таким образом скрывают собственные доходы и свои наценки, так как поставки зачастую идут через офшорные компании, проконтролировать реальные наценки в данном случае невозможно. Кроме того, на прилавок может попасть фальсификат или товар плохого качества. Поставки идут через прибалтийские страны, где обосновались компании, которые собирают сомнительные товары со всей Европы, формируют единую партию и уже с другими документами, зачастую фальшивыми, ввозят ее в Россию.
– Эту ситуацию во всем мире регулируют на государственном уровне. Торговым сетям запрещено заниматься прямым импортом, они должны заниматься торговлей. В нашей стране эта проблема вышла из-под контроля, так как мы максимально ограничили регулирующую роль государства, чем сети и воспользовались. Сейчас рассматривается вопрос о запрете сетям заниматься импортом.
Полина Меньшова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Екатеринбургом открыли памятник следователю, который вел дело об убийстве семьи Романовых
Воскресенье, 24 ноября, 19.29
В Екатеринбурге появился мамонтёнок, плывущий на льдине в поисках мамы
Воскресенье, 24 ноября, 18.51
В Екатеринбурге предъявлено обвинение в убийстве возле дома на улице Тверитина
Воскресенье, 24 ноября, 18.05