Елена Драпеко: «Сегодняшние режиссеры хотят создать хорошее кино, но не могут»
Депутат Госдумы РФ поговорила с курганскими журналистами о кино, культуре и политике
27.04.2015
Депутат Госдумы РФ Елена Драпеко впервые побывала в Кургане с рабочим визитом 23 апреля. «Те, кто не пришел, будут долго потом кусать локти», – с иронией прокомментировала эсер на пресс-конференции невнимание журналистов к ее персоне. Актриса обсудила с немногочисленными представителями СМИ современный российский кинематограф, законы о культуре, а также высказала мнение о скандальной постановке оперы «Тангейзер» в Новосибирске. Кроме того, депутат прокомментировала свое назначение на пост руководителя регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Калужской области.
Вся страна знает Елену Драпеко по роли Лизы Бричкиной в легендарном фильме «А зори здесь тихие». Но она еще и активный общественный и политический деятель. Госпожа Драпеко является первым заместителем председателя комитета по культуре Госдумы РФ. Депутат принимала участие в разработке ряда «культурных» законов: закон об объектах культурного наследия, закон о русском языке, новый закон о культуре и другие. И начала она свою пресс-конференцию с обзора законотворческой деятельности в сфере культуры.
– В конце 2014 года президент подписал документ, идеологический документ, – «Основы государственной культурной политики». Нам все-таки удалось убедить администрацию президента и общество, что культура – это идеологическая отрасль, где формируется система смыслов и ценностей нации. Жизнь, геополитика и внутренняя политика доказали нашу правоту. Культура является идеологическим объектом, хотя она сегодня и лишена по Конституции права быть идеологизированной, но государственная политика в области культуры не быть ориентированной на государственную систему ценностей не может. Мы приняли очень активное участие в разработке этого документа. После его публикации внесли около 1,5 тысяч поправок. На сегодня это действующий документ в РФ, и, на мой взгляд, это очень сильный идеологический документ.
В новом законе о культуре, над которым работаем сейчас, мы гарантируем свободу творчества, получив поддержку нашей творческой интеллигенции. С другой стороны, мы обязываем государство гарантировать гражданам исполнение конституционных прав (право на доступ к культурным ценностям и право на участие в культурной жизни) и охрану культурного наследия. Очень важна национальная политика внутри государства и то, что касается межнациональных вопросов. Это мы тоже подробно прописали. 22 апреля должны были внести в парламент на рассмотрение наш закон о культуре, но поступило письмо от Минкульта с просьбой еще раз провести согласование по терминологии. Мы вносили наш закон раньше, чем был опубликован итоговый документ «Основы государственной культурной политики», и у нас получились различия в терминологии. Сейчас нам предстоит эти недочеты исправить.
– Вы говорили, что ваш закон о культуре обеспечивает свободу творчества. Как вы считаете, проявление свободы творчества, как в случае со скандальной постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре, допустимо или недопустимо?
– Я не видела спектакля. Но мне показывали рекламные постеры оперы. Это, конечно, запредельный ужас. Это осквернение святынь на уровне Charlie Hebdo. Я считаю, что свобода творчества должна быть до той поры, пока она не затрагивает чужих интересов. Оскорбление святынь во многих странах является преступлением. В Америке штраф за оскорбление религиозных святынь составляет 600 тысяч долларов. Согласно международным конвенциям о правах человека государство имеет право ограничить свободу распространения информации в целях защиты прав личности, государственной безопасности и общественной нравственности. Другое дело, что происходит постоянная борьба деятелей искусства, которые борются за максимальную свободу, и «синих чулков», блюстителей нравственности, которые хотели бы и на Венеру Милосскую трусы надеть. Нужно придерживаться середины в данном вопросе.
В случае с «Тангейзером» православные ответили на осквернение святыни молитвенным стоянием в центре Новосибирска с хоругвями и крестами. А представьте, что было бы, если бы оскорбили исламскую святыню? Мы бы имели массовую резню в центре России, которая могла бы стать цепной реакцией... Я поддерживаю позицию Министерства культуры РФ (министр Владимир Мединский уволил после скандальной постановки директора Новосибирского театра оперы Бориса Мездрича. – Прим.). Ответственность за появление такой постановки лежит не на режиссере, а на директоре театра, который обязан отслеживать вопросы защиты общественной нравственности.
– Как вернуть молодежь к тем культовым фильмам СССР, на которых было воспитано не одно поколение, к патриотическому кино?
– Мы пытаемся. Принята целая программа государственной поддержки патриотического кинематографа. Мы выделяем достаточно большие деньги на производство таких лент. Мне нравится целый ряд сериалов и художественных фильмов, снятых на деньги Минкульта. Государственный заказ на такие фильмы есть, но пока результаты нас не сильно радуют. Это связано не с недостаточностью усилий, нет. Нынешнее поколение кинематографистов – дети поражения. Сегодняшние режиссеры – Федор Бондарчук, Ренат Давлетьяров и другие – хотят создать хорошее кино, но не могут.
Кто создавал кинематограф в 60–70-х годах? Поколение победителей и их дети. Володя Соловьев (журналист ВГТРК) правильно сказал: если углерод обрабатывать высоким давлением и температурой, то получится алмаз. Советский народ, прошедший через страшное давление войны, выковал себя как алмаз. К этому поколению принадлежат и кинематографисты: Станислав Ростоцкий, Сергей Бондарчук и другие режиссеры, а также операторы, художники, актеры. Это люди того времени, вышедшие живыми из пекла войны. Так вот, нельзя произведение искусства снять, если у тебя у самого не болит. Откуда у нынешних ребят это возьмется? У них болело – они сняли «Брат» и «Брат-2». Они ищут все время нравственную опору в нас, в родителях, дедах, но пока еще нет алмаза.
Да, они используют такие технические возможности, что нам и не снились тогда, но они психологически не доросли до масштаба Бондарчука и Ростоцкого. Думаю, что мы вырастим таких. Россия опять попала в тиски. Для всех это плохо, а для искусства – хорошо. Санкциям и давлению мы начинаем сопротивляться и выковывать характер. И это новое поколение выкует свой характер, я в этом абсолютно уверена.
– Как вы относитесь к кавер-версиям культовых советских фильмов, например к ремейку ленты «А зори здесь тихие»?
– Они зря это делают. Им иногда кажется, что если они повторят наши мизансцены, то результат будет такой же, но это заблуждение. Завтра состоится премьера нового фильма «А зори здесь тихие». Я знала, что фильм запускается. Мне звонил режиссер ленты Ренат Давлетьяров и сообщил об этом. Говорят, неплохой фильм, но он все равно проиграет. Если бы был оригинальный сценарий, возможно, это была бы победа. Посмотрим завтра.
– Вы совсем недавно были назначены на должность руководителя регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Калужской области. Почему было принято такое решение?
– Я возглавила калужских эсеров, потому что было соответствующее партийное поручение. Нужно было укрепить отделение. А я все-таки фигура федеральная. У нас многие партийные организации возглавляют депутаты Госдумы РФ. А калужское отделение возглавлял депутат местного уровня. Фракция небольшая, поэтому им было работать тяжело. И Сергей Миронов попросил меня взять в свои руки организацию и укрепить к выборам 2016 года в Госдуму РФ. Такая вот задача поставлена передо мной.
– Ходят слухи, что вы, возможно, примете участие в выборах губернатора Калужской области, это правда?
– В губернаторы я идти не хочу. Даже если меня погонят на губернаторские выборы, я не пойду. Вчера скончался мэр Калуги Константин Баранов. Ему 49 лет было, молодой еще. Не выдержало сердце. На государственной службе очень тяжело приходится, скажу я вам. Нагрузки серьезные, особенно сейчас, когда ставят 1002 задачи, а денег на их решение не выделяют, говорят, ищите сами ресурсы.
– Связана ли ваша поездка в Курган с избирательной кампанией в преддверии выборов в Курганскую областную Думу 13 сентября?
– Нет. Это плановая поездка. Я избиралась по федеральному списку в Госдуму, а потому мой избирательный округ – вся страна. Каждую неделю выезжаю в регионы, посещаю учреждения культуры. Агитации я не провожу. Я – лучшая вам агитация. (Смеется.) Партия «СР» – это партия личностей. Это не партия единого руководителя. Уберите из ЛДПР Владимира Жириновского, и что там останется? Наша партия построена на крупных региональных лидерах. Оксана Дмитриева покинула партию, к сожалению. Решила, что она больше чем партия, и сейчас создает свою. Ну, пусть попробует.
– Сегодня вы провели встречу с руководителем Управления культуры Курганской области Владимиром Бабиным. Какие вопросы вы обсудили с ним?
– Он рассказал мне, что в Курганской области у учреждений культуры есть проблемы с помещениями. Известный кукольный театр «Гулливер» находится в очень сложных условиях. Театру нужно новое, просторное здание. Кинотеатр «Россия» остро нуждается в оборудовании для цифрового показа. Также мы обсудили проблемы, которые касаются музеев и гастрольной деятельности, но здесь ситуация, кажется, улучшается. Что касается выделения средств на ремонт учреждений культуры, то этот вопрос решается на федеральном уровне. «Выбили» пока из Минфина средства на ремонт только 39 домов культуры. Ну что это для огромной страны – 39 домов культуры?
Вся страна знает Елену Драпеко по роли Лизы Бричкиной в легендарном фильме «А зори здесь тихие». Но она еще и активный общественный и политический деятель. Госпожа Драпеко является первым заместителем председателя комитета по культуре Госдумы РФ. Депутат принимала участие в разработке ряда «культурных» законов: закон об объектах культурного наследия, закон о русском языке, новый закон о культуре и другие. И начала она свою пресс-конференцию с обзора законотворческой деятельности в сфере культуры.
– В конце 2014 года президент подписал документ, идеологический документ, – «Основы государственной культурной политики». Нам все-таки удалось убедить администрацию президента и общество, что культура – это идеологическая отрасль, где формируется система смыслов и ценностей нации. Жизнь, геополитика и внутренняя политика доказали нашу правоту. Культура является идеологическим объектом, хотя она сегодня и лишена по Конституции права быть идеологизированной, но государственная политика в области культуры не быть ориентированной на государственную систему ценностей не может. Мы приняли очень активное участие в разработке этого документа. После его публикации внесли около 1,5 тысяч поправок. На сегодня это действующий документ в РФ, и, на мой взгляд, это очень сильный идеологический документ.
В новом законе о культуре, над которым работаем сейчас, мы гарантируем свободу творчества, получив поддержку нашей творческой интеллигенции. С другой стороны, мы обязываем государство гарантировать гражданам исполнение конституционных прав (право на доступ к культурным ценностям и право на участие в культурной жизни) и охрану культурного наследия. Очень важна национальная политика внутри государства и то, что касается межнациональных вопросов. Это мы тоже подробно прописали. 22 апреля должны были внести в парламент на рассмотрение наш закон о культуре, но поступило письмо от Минкульта с просьбой еще раз провести согласование по терминологии. Мы вносили наш закон раньше, чем был опубликован итоговый документ «Основы государственной культурной политики», и у нас получились различия в терминологии. Сейчас нам предстоит эти недочеты исправить.
– Вы говорили, что ваш закон о культуре обеспечивает свободу творчества. Как вы считаете, проявление свободы творчества, как в случае со скандальной постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре, допустимо или недопустимо?
– Я не видела спектакля. Но мне показывали рекламные постеры оперы. Это, конечно, запредельный ужас. Это осквернение святынь на уровне Charlie Hebdo. Я считаю, что свобода творчества должна быть до той поры, пока она не затрагивает чужих интересов. Оскорбление святынь во многих странах является преступлением. В Америке штраф за оскорбление религиозных святынь составляет 600 тысяч долларов. Согласно международным конвенциям о правах человека государство имеет право ограничить свободу распространения информации в целях защиты прав личности, государственной безопасности и общественной нравственности. Другое дело, что происходит постоянная борьба деятелей искусства, которые борются за максимальную свободу, и «синих чулков», блюстителей нравственности, которые хотели бы и на Венеру Милосскую трусы надеть. Нужно придерживаться середины в данном вопросе.
В случае с «Тангейзером» православные ответили на осквернение святыни молитвенным стоянием в центре Новосибирска с хоругвями и крестами. А представьте, что было бы, если бы оскорбили исламскую святыню? Мы бы имели массовую резню в центре России, которая могла бы стать цепной реакцией... Я поддерживаю позицию Министерства культуры РФ (министр Владимир Мединский уволил после скандальной постановки директора Новосибирского театра оперы Бориса Мездрича. – Прим.). Ответственность за появление такой постановки лежит не на режиссере, а на директоре театра, который обязан отслеживать вопросы защиты общественной нравственности.
– Как вернуть молодежь к тем культовым фильмам СССР, на которых было воспитано не одно поколение, к патриотическому кино?
– Мы пытаемся. Принята целая программа государственной поддержки патриотического кинематографа. Мы выделяем достаточно большие деньги на производство таких лент. Мне нравится целый ряд сериалов и художественных фильмов, снятых на деньги Минкульта. Государственный заказ на такие фильмы есть, но пока результаты нас не сильно радуют. Это связано не с недостаточностью усилий, нет. Нынешнее поколение кинематографистов – дети поражения. Сегодняшние режиссеры – Федор Бондарчук, Ренат Давлетьяров и другие – хотят создать хорошее кино, но не могут.
Кто создавал кинематограф в 60–70-х годах? Поколение победителей и их дети. Володя Соловьев (журналист ВГТРК) правильно сказал: если углерод обрабатывать высоким давлением и температурой, то получится алмаз. Советский народ, прошедший через страшное давление войны, выковал себя как алмаз. К этому поколению принадлежат и кинематографисты: Станислав Ростоцкий, Сергей Бондарчук и другие режиссеры, а также операторы, художники, актеры. Это люди того времени, вышедшие живыми из пекла войны. Так вот, нельзя произведение искусства снять, если у тебя у самого не болит. Откуда у нынешних ребят это возьмется? У них болело – они сняли «Брат» и «Брат-2». Они ищут все время нравственную опору в нас, в родителях, дедах, но пока еще нет алмаза.
Да, они используют такие технические возможности, что нам и не снились тогда, но они психологически не доросли до масштаба Бондарчука и Ростоцкого. Думаю, что мы вырастим таких. Россия опять попала в тиски. Для всех это плохо, а для искусства – хорошо. Санкциям и давлению мы начинаем сопротивляться и выковывать характер. И это новое поколение выкует свой характер, я в этом абсолютно уверена.
– Как вы относитесь к кавер-версиям культовых советских фильмов, например к ремейку ленты «А зори здесь тихие»?
– Они зря это делают. Им иногда кажется, что если они повторят наши мизансцены, то результат будет такой же, но это заблуждение. Завтра состоится премьера нового фильма «А зори здесь тихие». Я знала, что фильм запускается. Мне звонил режиссер ленты Ренат Давлетьяров и сообщил об этом. Говорят, неплохой фильм, но он все равно проиграет. Если бы был оригинальный сценарий, возможно, это была бы победа. Посмотрим завтра.
– Вы совсем недавно были назначены на должность руководителя регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Калужской области. Почему было принято такое решение?
– Я возглавила калужских эсеров, потому что было соответствующее партийное поручение. Нужно было укрепить отделение. А я все-таки фигура федеральная. У нас многие партийные организации возглавляют депутаты Госдумы РФ. А калужское отделение возглавлял депутат местного уровня. Фракция небольшая, поэтому им было работать тяжело. И Сергей Миронов попросил меня взять в свои руки организацию и укрепить к выборам 2016 года в Госдуму РФ. Такая вот задача поставлена передо мной.
– Ходят слухи, что вы, возможно, примете участие в выборах губернатора Калужской области, это правда?
– В губернаторы я идти не хочу. Даже если меня погонят на губернаторские выборы, я не пойду. Вчера скончался мэр Калуги Константин Баранов. Ему 49 лет было, молодой еще. Не выдержало сердце. На государственной службе очень тяжело приходится, скажу я вам. Нагрузки серьезные, особенно сейчас, когда ставят 1002 задачи, а денег на их решение не выделяют, говорят, ищите сами ресурсы.
– Связана ли ваша поездка в Курган с избирательной кампанией в преддверии выборов в Курганскую областную Думу 13 сентября?
– Нет. Это плановая поездка. Я избиралась по федеральному списку в Госдуму, а потому мой избирательный округ – вся страна. Каждую неделю выезжаю в регионы, посещаю учреждения культуры. Агитации я не провожу. Я – лучшая вам агитация. (Смеется.) Партия «СР» – это партия личностей. Это не партия единого руководителя. Уберите из ЛДПР Владимира Жириновского, и что там останется? Наша партия построена на крупных региональных лидерах. Оксана Дмитриева покинула партию, к сожалению. Решила, что она больше чем партия, и сейчас создает свою. Ну, пусть попробует.
– Сегодня вы провели встречу с руководителем Управления культуры Курганской области Владимиром Бабиным. Какие вопросы вы обсудили с ним?
– Он рассказал мне, что в Курганской области у учреждений культуры есть проблемы с помещениями. Известный кукольный театр «Гулливер» находится в очень сложных условиях. Театру нужно новое, просторное здание. Кинотеатр «Россия» остро нуждается в оборудовании для цифрового показа. Также мы обсудили проблемы, которые касаются музеев и гастрольной деятельности, но здесь ситуация, кажется, улучшается. Что касается выделения средств на ремонт учреждений культуры, то этот вопрос решается на федеральном уровне. «Выбили» пока из Минфина средства на ремонт только 39 домов культуры. Ну что это для огромной страны – 39 домов культуры?
Полина Меньшова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Екатеринбургом открыли памятник следователю, который вел дело об убийстве семьи Романовых
Воскресенье, 24 ноября, 19.29
В Екатеринбурге появился мамонтёнок, плывущий на льдине в поисках мамы
Воскресенье, 24 ноября, 18.51
В Екатеринбурге предъявлено обвинение в убийстве возле дома на улице Тверитина
Воскресенье, 24 ноября, 18.05