«Ребенка надо удивлять!»
Пермский учитель - о современном преподавании и воспитании
17.12.2021
Учитель химии пермского лицея №2 Анастасия Кощеева из семьи педагогов и преподает уже более 30 лет. Не так давно Анастасия Николаевна приняла участие во Всероссийском форуме классных руководителей, где поднимались важные вопросы современного воспитания и был принят соответствующий меморандум.
Мы поговорили с Анастасией Николаевной о педагогике сотрудничества, воспитании и способах найти общий язык с подростками.
– Какими главными принципами в работе вы руководствуетесь?
- Есть такое направление в педагогической теории и практике воспитания - «педагогика сотрудничества». Сейчас учитель не является единственным источником информации для детей, и это обязательно нужно учитывать. Принцип преподавания не в том, чтобы принести ребенку информацию. Он может нажать кнопку на любом гаджете и получить эту информацию гораздо быстрее и, возможно, даже в больших объемах. Ребенка надо удивлять, у учителя должна быть харизма.
– Что изменилось в образовании за период вашей работы?
- Как я уже говорила, изменилась роль учителя, и она изменилась полностью. Это все-таки больше наставник. Человек, который помогает подростку ориентироваться в тех знаниях, которые есть по тому или иному предмету.
Еще начинает меняться роль классного руководителя. Современный классный руководитель управляет не одним коллективом. Он руководит коллективом детей, родителей и педагогов, которые работают с классом. И сейчас, как никогда, важно способствовать профессиональному развитию классных руководителей. Общество должно быть заинтересовано в этом, ведь если будет развиваться классный руководитель, то это все будет передано детям.
– Вы сказали, что классный руководитель управляет тремя коллективами: детьми, родителями и учителями. А с кем легче взаимодействовать – с детьми или родителями?
- Однозначно с детьми. Дети более открыты, меньше додумывают, что им хотели сказать. Современные родители очень продвинутые, любят своих детей, и это правильно – кто, если не родители. Но когда доходит до какой-то серьезной ситуации, тогда «вы с ним поговорите». У нас поколение родителей, которым часто самим еще нужно повзрослеть.
– А как дети изменились?
- Сейчас говорят о поколении «нехочух». Посмотрите на ребят: заканчивая 11 класс, многие знают два языка, играют на музыкальных инструментах, профессионально занимаются дизайном, у некоторых есть свой бизнес. Но когда им задаешь простой вопрос: «Кто ты, кем ты хочешь быть?», они действительно теряются. При таком изобилии им очень сложно себя идентифицировать. Раньше дети знали, чего хотят. Многие отказываются от высшего образования, хотя еще недавно к этому все очень стремились. Или берут паузу, чтобы действительно понять, куда хотят поступать.
Меня радует то, что сейчас много общественных организаций включились в процесс воспитания. И в этом процессе должны обязательно принимать участие родители, причем на равных. Вместе с государством, которое хочет видеть гармоничную и социально ответственную личность. Нужен, наверное, даже институт воспитания, который объединит родителей, общество, детей. И будет единый вектор, чтобы мы понимали, куда мы все вместе идем.
Уже много ребят вовлечены в Юнармию, в конкурс «Большая перемена», «Российское движение школьников». Это действительно расширяет ребятам возможности.
– Воспитательная функция теперь закреплена за школой официально, как вы к этому относитесь?
- Я рада, что во главу угла поставили воспитательный процесс. Нам в дальнейшем жить не с профессионалом (инженером-химиком, журналистом, депутатом), мы живем среди людей. И воспитание человека – это самое главное. Духовные, нравственные ценности, насколько он социализирован и открыт обществу.
– И родители, и школа должны быть включены в воспитание ребенка. А как разграничить, кто что должен делать?
- В разграничении и есть откатывание назад. Нужно пытаться объединиться. Процесс воспитания един. Нужно помнить: и родитель, и учитель, и ребёнок – это прежде всего человек. Человечность – ключ к пониманию.
Платформа «Россия – страна возможностей» предложила тренажер «Учись быть классным» для классных руководителей. Нужно, наверное, создать тренажер «Учись быть родителем», «Учись сотрудничеству семья – школа».
– Сейчас в Пермском крае уже есть Родительский университет, поэтому родителям в воспитании начали помогать. А есть ли какие-то активности в вашем лицее?
- Мы в начале этого пути. Серьезного университета или вечерней школы для родителей у нас пока нет. Но буквально два года назад об этом зашла речь: мы очень нуждаемся во взаимном обучении школы и семьи. В этом нам тоже нужна помощь.
– Как организована внешкольная деятельность в лицее?
- У нас внешкольную деятельность организует парламент (юношеское самоуправление). Эта область реализуется подростками великолепно. Есть киноклуб, спортивный и гитарный клубы, театр, радиостудия, волонтерский отряд и другие.
Организованный досуг детей – это важно, чтобы не было, как в мультфильме про крокодила Гену, когда дети люки от колодцев таскают: «Вам что, совсем нечего делать?» - «Совсем». Общественные движения направлены на организацию свободного досуга ребят, чтобы они чувствовали себя нужными, важными и востребованными. И здесь опять же важен запрос ребят.
– Значит, вы руководствуетесь еще и тем принципом, что запрос должен быть от детей?
- И в классе, и в лицее у нас все с приставкой «со»: сотрудничество, сопричастие. Но бывают и люди, которые не хотят делать так, как делают все. Вот у нас 25 человек пошли на «Семейку Аддамс», а двое пошли на спектакль «Веселые похороны».
– А как сотрудничать как раз с теми, кто всегда против?
- Нужно найти такое мероприятие, поставить такую задачу, где подросток просто не сможет остаться в стороне. Тут важно найти что-то, что человеку очень нравится, но то, что он другим не открыл. И вовлечь его на этом интересе.
У нас в классе был такой ребенок, который вроде со всеми, а вроде и нет. Но когда пришло время мероприятию, которое ему понравилось, он мигом стал со всеми контактировать. И это задача взрослых – заметить такого ребенка, заинтересовать и «забрать» в класс. Это не должно быть очень явно и настойчиво, а опять же по обоюдному согласию. Тут нужно заслужить доверие. Это самый важный элемент в построении отношений.
– Используете ли вы новые технологии в обучении?
- Мне все это очень интересно, не вызывает никакой сложности. Не скажу, что я суперпродвинутый пользователь, но уверенный.
С удовольствием окунаюсь во все новое. Вот, например, TikTok – почему нет, это здорово. Мы тоже снимаем разные видео по подготовке к ЕГЭ: алгоритмы решения тех или иных задач в юмористической или даже трагической форме.
Фото из личного архива Анастасии Кощеевой
Мы поговорили с Анастасией Николаевной о педагогике сотрудничества, воспитании и способах найти общий язык с подростками.
– Какими главными принципами в работе вы руководствуетесь?
- Есть такое направление в педагогической теории и практике воспитания - «педагогика сотрудничества». Сейчас учитель не является единственным источником информации для детей, и это обязательно нужно учитывать. Принцип преподавания не в том, чтобы принести ребенку информацию. Он может нажать кнопку на любом гаджете и получить эту информацию гораздо быстрее и, возможно, даже в больших объемах. Ребенка надо удивлять, у учителя должна быть харизма.
– Что изменилось в образовании за период вашей работы?
- Как я уже говорила, изменилась роль учителя, и она изменилась полностью. Это все-таки больше наставник. Человек, который помогает подростку ориентироваться в тех знаниях, которые есть по тому или иному предмету.
Еще начинает меняться роль классного руководителя. Современный классный руководитель управляет не одним коллективом. Он руководит коллективом детей, родителей и педагогов, которые работают с классом. И сейчас, как никогда, важно способствовать профессиональному развитию классных руководителей. Общество должно быть заинтересовано в этом, ведь если будет развиваться классный руководитель, то это все будет передано детям.
– Вы сказали, что классный руководитель управляет тремя коллективами: детьми, родителями и учителями. А с кем легче взаимодействовать – с детьми или родителями?
- Однозначно с детьми. Дети более открыты, меньше додумывают, что им хотели сказать. Современные родители очень продвинутые, любят своих детей, и это правильно – кто, если не родители. Но когда доходит до какой-то серьезной ситуации, тогда «вы с ним поговорите». У нас поколение родителей, которым часто самим еще нужно повзрослеть.
– А как дети изменились?
- Сейчас говорят о поколении «нехочух». Посмотрите на ребят: заканчивая 11 класс, многие знают два языка, играют на музыкальных инструментах, профессионально занимаются дизайном, у некоторых есть свой бизнес. Но когда им задаешь простой вопрос: «Кто ты, кем ты хочешь быть?», они действительно теряются. При таком изобилии им очень сложно себя идентифицировать. Раньше дети знали, чего хотят. Многие отказываются от высшего образования, хотя еще недавно к этому все очень стремились. Или берут паузу, чтобы действительно понять, куда хотят поступать.
Меня радует то, что сейчас много общественных организаций включились в процесс воспитания. И в этом процессе должны обязательно принимать участие родители, причем на равных. Вместе с государством, которое хочет видеть гармоничную и социально ответственную личность. Нужен, наверное, даже институт воспитания, который объединит родителей, общество, детей. И будет единый вектор, чтобы мы понимали, куда мы все вместе идем.
Уже много ребят вовлечены в Юнармию, в конкурс «Большая перемена», «Российское движение школьников». Это действительно расширяет ребятам возможности.
– Воспитательная функция теперь закреплена за школой официально, как вы к этому относитесь?
- Я рада, что во главу угла поставили воспитательный процесс. Нам в дальнейшем жить не с профессионалом (инженером-химиком, журналистом, депутатом), мы живем среди людей. И воспитание человека – это самое главное. Духовные, нравственные ценности, насколько он социализирован и открыт обществу.
– И родители, и школа должны быть включены в воспитание ребенка. А как разграничить, кто что должен делать?
- В разграничении и есть откатывание назад. Нужно пытаться объединиться. Процесс воспитания един. Нужно помнить: и родитель, и учитель, и ребёнок – это прежде всего человек. Человечность – ключ к пониманию.
Платформа «Россия – страна возможностей» предложила тренажер «Учись быть классным» для классных руководителей. Нужно, наверное, создать тренажер «Учись быть родителем», «Учись сотрудничеству семья – школа».
– Сейчас в Пермском крае уже есть Родительский университет, поэтому родителям в воспитании начали помогать. А есть ли какие-то активности в вашем лицее?
- Мы в начале этого пути. Серьезного университета или вечерней школы для родителей у нас пока нет. Но буквально два года назад об этом зашла речь: мы очень нуждаемся во взаимном обучении школы и семьи. В этом нам тоже нужна помощь.
– Как организована внешкольная деятельность в лицее?
- У нас внешкольную деятельность организует парламент (юношеское самоуправление). Эта область реализуется подростками великолепно. Есть киноклуб, спортивный и гитарный клубы, театр, радиостудия, волонтерский отряд и другие.
Организованный досуг детей – это важно, чтобы не было, как в мультфильме про крокодила Гену, когда дети люки от колодцев таскают: «Вам что, совсем нечего делать?» - «Совсем». Общественные движения направлены на организацию свободного досуга ребят, чтобы они чувствовали себя нужными, важными и востребованными. И здесь опять же важен запрос ребят.
– Значит, вы руководствуетесь еще и тем принципом, что запрос должен быть от детей?
- И в классе, и в лицее у нас все с приставкой «со»: сотрудничество, сопричастие. Но бывают и люди, которые не хотят делать так, как делают все. Вот у нас 25 человек пошли на «Семейку Аддамс», а двое пошли на спектакль «Веселые похороны».
– А как сотрудничать как раз с теми, кто всегда против?
- Нужно найти такое мероприятие, поставить такую задачу, где подросток просто не сможет остаться в стороне. Тут важно найти что-то, что человеку очень нравится, но то, что он другим не открыл. И вовлечь его на этом интересе.
У нас в классе был такой ребенок, который вроде со всеми, а вроде и нет. Но когда пришло время мероприятию, которое ему понравилось, он мигом стал со всеми контактировать. И это задача взрослых – заметить такого ребенка, заинтересовать и «забрать» в класс. Это не должно быть очень явно и настойчиво, а опять же по обоюдному согласию. Тут нужно заслужить доверие. Это самый важный элемент в построении отношений.
– Используете ли вы новые технологии в обучении?
- Мне все это очень интересно, не вызывает никакой сложности. Не скажу, что я суперпродвинутый пользователь, но уверенный.
С удовольствием окунаюсь во все новое. Вот, например, TikTok – почему нет, это здорово. Мы тоже снимаем разные видео по подготовке к ЕГЭ: алгоритмы решения тех или иных задач в юмористической или даже трагической форме.
Фото из личного архива Анастасии Кощеевой
Мария КОПУСОВА © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Екатеринбургом открыли памятник следователю, который вел дело об убийстве семьи Романовых
Воскресенье, 24 ноября, 19.29
В Екатеринбурге появился мамонтёнок, плывущий на льдине в поисках мамы
Воскресенье, 24 ноября, 18.51
В Екатеринбурге предъявлено обвинение в убийстве возле дома на улице Тверитина
Воскресенье, 24 ноября, 18.05